«В Рождество все немного волхвы…»
Появление на городских рынках срубленных дубков с ветвями, покрытыми сухими листьями характерной формы, или просто дубовых ветвей — порознь или перевязанных кизиловыми веточками и соломой, — недвусмысленно указывает на приближение Рождества и напоминает, что пора заняться подготовкой к Баднему дану.
Для сербов Бадни дан — важный праздник. Это не только канун Рождества, последний день поста и предчувствие радостного события. Бадни дан — день волшебства, когда выполнение древних обрядов сулит успех и счастье в новом году и позволяет ощутить причастность к сербской традиции. В каком-то смысле верность традициям Баднего дана делает серба сербом.
Бадни дан (6 января по светскому, григорианскому календарю и 24 декабря по календарю православному) — это день, когда в дом приносится и сжигается бадняк, молодое деревце, на какое-то время становящееся объектом почитания.
Рано утром в Бадни дан — традиция велит делать это до восхода солнца — хозяин дома, домаћин, в сопровождении нескольких мужчин из своей семьи, отправляется за бадняком. В прежние времена это важное событие отмечали стрельбой в воздух, салютуя началу праздника и извещая всех и каждого о намерении семьи блюсти обычаи.
Затем предстоит найти подходящее дерево (кое-где в Сербии выше ценился бадняк, срубленный без разрешения в чужом лесу). Это может быть дуб, цер (известный в России как австрийский или турецкий дуб), бук и даже, в зависимости от местных обычаев, груша, айва, граб, слива, олива или лавр. Главное, чтобы дерево было молодым, прямым, неповрежденным и не очень высоким — не выше двух с половиной метров, чтобы его можно было унести не плече.
Найдя подходящий бадняк, хозяин дома встаёт рядом с ним лицом к востоку, посыпает дерево зерном и приветствует его словами: «Доброе утро, поздравляю тебя с Бадни даном!» Затем он должен перекреститься, помолиться, поцеловать дерево и объяснить, почему он хочет его срубить: «Я пришел к тебе, чтобы отнести тебя к себе дом, дабы ты был верным помощником во всех начинаниях и успехах и в доме, и во дворе, и в поле и в любом другом месте». После этого хозяин ударом топора наискось срубает бадняк, не касаясь его голыми руками, а только через рукавицы. Дерево должно упасть в восточном направлении и не зацепить соседние деревья. В некоторых краях хозяин должен нанести по бадняку три удара топора, но при этом не отделить его от пня окончательно. Подрубленное таким образом дерево будут вращать и дергать, так что когда оно все-таки оторвется, снизу будет болтаться размочаленная древесина, называемая бородой бадняка.
В Шумадии на пне, оставшемся от бадняка, принято оставлять половинку погачицы (круглой лепешки), вторую половину которой съедают по дороге домой. Оставлять срубленный бадняк на месте, чтобы вернуться за ним в другой раз, нельзя: он проклянет срубившего его человека, и в доме не будет счастья. Вместе с бадняком домой приносят и первую отлетевшую от него щепку. Она обладает теми же свойствами, что и сам бадняк, то есть приносит удачу и способствует размножению и плодородию, и поэтому ее оставляют в подходящем месте (например, в курятнике или рядом с молочной посудой, в которой делают каймак). Кое-где щепку ставят под закваску, чтобы всё в доме росло как на дрожжах. Сам же бадняк пока прислоняют к стене дома и оставляют так до вечера.
Когда солнце заходит и на землю спускается темнота, хозяин дома или другой взрослый мужчина берет бадняк, чтобы внести его в дом. Он переступает порог правой ногой и приветствует всех домашних: «Добрый вечер и счастливого вам Баднего вечера!» Ему отвечают: «Бог наградит тебя добром и счастьем!», а хозяйка посыпает его самого и бадняк зерном из сита.
Наступает самый важный момент: хозяин проходит к домашнему очагу и кладет бадняк в огонь, сдвигая его немного вперед, показывая тем самым, что и семья его, и хозяйство в будущем году тоже будут двигаться вперед, к лучшей жизни. После этого он берет кувшин с вином, поливает бадняк и произносит ритуальные слова приветствия: «Дай Бог здоровья и веселья этому дому, пусть плодоносят пшеница и лоза, пусть у нас родятся здоровые дети, пусть преумножается добро и в доме, и во дворе, и в загоне для скота!» Затем он поздравляет всех с наступающим Рождеством, отпивает вина и дает выпить всем остальным домашним по старшинству. Теперь семья может приступить к ужину, на котором традиционно присутствуют блюда с фасолью, рыбой, орехами и медом, красное вино и баднячки колач — круглый бездрожжевой хлеб, который нельзя резать ножом, а можно только ломать руками.
За ужином семья не перестает следить за тем, как в очаге горит бадняк, стараясь не упустить момент, когда он перегорит, то есть разделится на части. Искусственно ускорять этот процесс грех: нельзя раздувать огонь, нельзя дергать бадняк, чтобы он сломался. И ни в коем случае нельзя спать, пока бадняк не перегорел, потому что такой сон будет предвещать неожиданную безвременную кончину кого-то из домашних.
Тот, кто заметил, что бадняк перегорел, может рассчитывать на небольшую награду от хозяина. Это торжественный момент: хозяин снова целует бадняк и поливает его вином, сопровождая свои действия поздравлениями с праздником. В прежние времена мужчины выходили во двор и отмечали свершившееся стрельбой в воздух.
В следующий раз бадняк выходит на авансцену событий уже следующими утром, на Рождество. Если огню позволили потухнуть ночью (некоторые местные традиции это допускают), его разводят заново и ждут первого гостя.
Первый рождественский гость в Сербии — важный человек, обычно его выбирают заранее и специально приглашают. Во избежание появления на пороге незваного гостя, способного нарушить планы хозяев, на Рождество не принято ходить друг к другу без приглашения.
Рано утром первый гость правой ногой переступает порог дома и приветствует хозяев: «Христос родился и счастливого вам Рождества!» («Христос се роди и срећан вам Божић»), на что они отвечают: «Воистину родился!» («Ваистину се роди!»)
После этого гость проходит к очагу, берет кочергу или ветку, ударяет ею по горящему бадняку и произносит ритуальные слова, которые призывают в дом счастье и процветание. Формулы, которые используются в разных местах Сербии, отличаются друг от друга, но смысл их неизменен. Затем, отставив в сторону кочергу, гость немного подвигает бадняк, призывая таким образом удачу, кидает в огонь монетки и, в ответ, получает от хозяев рождественские подарки.
Однако жизнь течет, и вряд ли где сохранились домашние очаги, в которые можно целиком положить двухметровое дерево. Старые добрые традиции меняются вместе с бытовыми реалиями. Вместо деревьев в дом вносят, например, дубовые ветви, часть которых ставят рядом со шпоретом, а часть кладут в него, чтобы первый гость смог кочергой поворошить там огонь. Если же в качестве бадняка все-таки приносят целое деревце, то его предварительно разрубают на куски, чтобы сжечь в том же шпорете. А квартиры с центральным отоплением, где сжечь заведомо ничего нельзя, просто украшают дубовыми ветвями, которые остаются в доме до нового Баднего дана. А сам обряд сжигания переносится в этом случае в общественное место, к церкви.
Бадни дан — канун Рождества — с давних времен был связан с церковью, поскольку сжигание бадняка служило напоминанием о том дне, когда волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу, развели костер, чтобы согреть его самого и его мать. Но это был домашний праздник, который отмечали у своего родного очага. Из частного в общественное пространство он стал переходить довольно поздно, только в конце XIX века, когда Бадни дан стали отмечать в армейских казармах независимого Королевства Сербия, чтобы солдаты могли погрузиться в праздничную домашнюю атмосферу. (Соответствующую церемонию даже прописали в правилах воинской службы.) В 30-х годах XX века отмечание праздника в общественных местах стало превращаться в традицию, которая возродилась уже в начале 1990-х годов, когда Сербская православная церковь взяла дело в свои руки.
Теперь под руководством местных священников организуется поход в лес за бадняком, который приносят в церковный двор (иногда вместо одного срубаются три деревца, что символизирует Святую Троицу, а иногда — много маленьких бадняков, которые затем делятся между собравшимися верующими). После торжественной вечери священник торжественно ставит бадняк в огонь, разведенный в церковном дворе, после чего каждый из верующих может поставить туда свой малый бадняк. После этого (а иногда и до помещения в огонь) местный священник благословляет и освящает бадняк, посыпая его пшеницей и поливая вином (иногда медом). Далее следует проповедь, а церковный хор исполняет песни, посвященные Рождеству и бадняку. Когда торжественная часть заканчивается, прихожане, собравшиеся около огня, получают возможность угоститься горячим глинтвейном (кувано вино) или чаем, а иногда и постной едой (Бадни дан — последний день Рождественского поста). Уходя домой, прихожане могут забирать с собой веточки бадняка, которые будут хранить до следующего Баднего дана.
Каждый волен выбирать, как праздновать Бадни дан. Кто-то проведет его в церкви и около церкви, а кто-то, будучи счастливым обладателем домашнего очага, постарается по возможности соблюсти старинные обычаи, примерить на себя роль древнего волхва, а то и вспомнить о том, что за обрядом торжественного сжигания дерева таятся традиции много более древние, чем христианские. Но как бы то ни было Бадни дан не будет забыт, и даже простая дубовая веточка, повешенная на стену обычной городской квартиры, будет напоминать о том, что Сербия есть Сербия, и есть кому хранить ее традиции.
Познавательная статья.Спасибо