Андричград
Про Андричград и без меня написано немало. Как правило, с придыханием и в восторженных тонах: вот, мол, достопримечательность, которую обязательно надо посмотреть!
Если кто не знает, то Андричград — это город в городе, воздвигнут он режиссером Эмиром Кустурицей (о котором обязательно должен быть отдельный разговор) внутри Вышеграда, знаменитого мостом на Дрине. Не знаю, кого как, а меня с самого начала смущал вопрос: зачем городу, и без того знаменитому, нужна еще одна достопримечательность? И не является ли Андричград, несмотря на свое название, памятником не столько Иво Андричу, сколько самому Кустурице?
Чтобы понять, надо побывать. И тогда станет ясно, что Андричград — не подделка под старину, не застывший в сознании собственного величия монумент, а живой организм, притягательный, диковинный и — что удивительно — полезный.
Вишеград, конечно, прославлен в литературе — далеко не каждый город может похвастать тем, что ему целиком посвящен роман Нобелевского лауреата — но достопримечательностей в нем, прямо скажем, немного. Приедет в городок с населением в 6 000 человек путник, восхищенный «Мостом на Дрине», полюбуется окружающими природными красотами, постоит в задумчивости на мосту, побродит по улочкам, пообедает в ресторане с видом на тот же мост — и всё, исчерпана программа, пора в дальнейший путь. Одного моста для туристического центра мало.
И тут возникает Андричград, зацепка, повод задержаться еще ненадолго: не проходить же, в самом деле, мимо знаменитого места! Среди простеньких, непримечательных вишеградских зданий он возникает как небольшой, сияющий новизной (представлен широкой публике в 2014 году) замок непонятного происхождения. Он как будто сложен из кубиков, изготовленных в разных странах: вот вам башня турецкая, а вот — византийская, вот — венецианский стиль, а вот — сербский.
И это не следствие отсутствия вкуса у архитектора, а блестящее напоминание об истории Вишеграда, Боснии и Сербии (ибо Кустурица — большой поклонник единой Югославии). Попавшему внутрь стен Андричграда путешественнику только и остается, что разгадывать разбросанные там и тут намеки на настоящее и прошлое бурной югославской истории. Вот вам ресторан «Златна Моруна», в котором в Белграде перед первой мировой войной сиживал Гаврила Принцип, — а вот уже сам Гаврила, красуется на стене центральной улицы.
Неподалеку от него на другом мозаичном панно тянут канат нынешний президент Республики Сербской Милорад Додик, лучший теннисист мира, гордость Сербии Новак Джокович и сам Эмир Кустурица, а в ресторане прислонясь к дереву что-то мирно покуривает Барак Обама. Чтобы понять, надо не только побывать во всех переулках, но и заглянуть во все магазинчики и кафе, где настенные рисунки и надписи тоже что-то сообщают городу и миру.
Однако все это — антураж, внешность, способ привлечь внимание, в том числе за счет эпатажа, а за ним — попытка создать новый культурный центр. Тут и библиотека, и художественная галерея, и современный кинотеатр, и, в перспективе, факультет, где будут учить людей искусства. Так что сегодня Андричград переживает самую первую стадию становления, и когда по его улицам будут ходить студенты, стильные и экстравагантные, как все люди искусства, он заживет совсем новой жизнью.