Видовдан
Кукушка вчера не куковала.
Она недавно поселилась рядом с нашим домом и с тех пор неустанно радовала любителей долгосрочных прогнозов, выдавая бесконечные ку-ку, сулящие превратить всех местных слушателей в долгожителей. А вот вчера замолчала, как то и положено сербской кукушке. Народные поверья говорят, что в Видовдан кукушки не кукуют, отдавая дань памяти погибшим на Косовом поле.
Видовдан — малопонятный для стороннего человека праздник, отмечаемый в Сербии 28 июня. В этот день не принято веселиться, петь и танцевать задорные танцы. Это день памяти, когда люди задумываются о прошлом и пережитом, а кукушки молчат.
Обычно Видовдан связывают со случившимся 28 июня 1389 года поражением сербского войска в битве с турками на Косовом поле. Но на самом деле Видовдан — не очередная годовщина поражения, а церковный праздник, день святого Вита, превратившегося на Балканах в Вида. И напоминал этот праздник о трагических событиях, свершившихся задолго до XIV века.
Святому Виту не повезло родиться во времена правления императора Диоклетиана. Этот Диоклетиан, родившийся на территории современной Хорватии (задолго до появления в тех краях славян, но, тем не менее, здесь на Балканах), прославился организацией гонения — Великого гонения — на христианство. Как гласят легенды, мальчик-христианин Вит, которому от роду было то ли 7, то ли 12 лет, обладал даром исцеления, и однажды слуги императора привели его ко двору, чтобы он изгнал беса, вселившегося в сына Диоклетиана. Бес был изгнан, но император потребовал от Вита принести жертву языческим богам. Тот отказался отречься от христианской веры и был брошен на съедение львам. Однако львы отказались нападать на мальчика, и тогда император велел бросить его в котел с кипящими оловом, серой и смолой. Снова случилось чудо, христианин остался невредим, и на этот раз его велено было предать смерти с помощью железных орудий. Вит воззвал к Богу, началось землетрясение, сопровождаемое бурей и языческое святилище оказалось разрушено. А тело мученика Вита было чудесным образом перенесено в Луканию в Южной Италии, где он жил до своей злосчастной поездки в Рим…
Таким образом, когда сербский князь Лазарь готовился к битве на Косовом поле, этот день 28 июня уже связывался в христианской (как в православной, так и в католической) церкви с мученичеством за веру и моральной победой мученика над своими мучителями.
Косовская битва при всей своей военной значимости не была ни началом, ни концом османского завоевания сербских земель. Однако именно она стала символом как сербской борьбы за независимость, сербского героизма, так и символом поражения в этой борьбе, обрекшей народ на мученичество.
С битвой на Косовом поле связана легенда о видении князю Лазарю ангела, который предложил ему нелегкий выбор: царствие земное, то есть победу над турками и славное будущее Сербии при жизни князя, или мученичество ради царствия Небесного, то есть поражение, которое приведет к тому, что сербы навсегда сохранят верность православию. Князь ответил: «земное царство — на миг, а небесное царство — навек» и отправился на битву, не имея никакой надежды на победу, чтобы умереть. В свете этой легенды он предстает перед нами мучеником за веру, продолжателем дела святого Вита.
Но был на Косовом поле и еще один мученик, которого необходимо отличить среди тысяч других, честно сложивших головы на поле боя. Милош Обилич, легендарный сербский герой, который в ходе боя притворился предателем, был допущен к турецкому султану Мураду I и заколол его спрятанным ножом, обрекая тем самым себя на мученическую смерть. Смерть султана не смогла переломить ход битвы и только увеличила ярость турок, в отместку перебивших большую часть сербской знати. И тем не менее смерть князя Лазаря была отомщена, для турок праздник победы был омрачен гибелью их предводителя, а подвиг Милоша Обилича стал символом сербского героизма и самопожертвования.
И не этим ли примером много сотен лет спустя вдохновлялся другой серб — Гаврила Принцип, — который в Видован 28 июня 1914 года застрелил австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, создав, тем самым, повод к началу Первой мировой войны. Ни одна другая страна не пострадала от этой войны так сильно, как Сербия, которая, по разным оценкам, потеряла от 16 до 27 процентов своего населения. И тем не менее, Гаврила Принцип, отчаянный борец за права сербского народа, мученик, скончавшийся от туберкулеза в австрийской тюрьме, вчера был удостоен памятника в Белграде, который лично открывал президент Сербии.
За Видовданом 1914 года пришел Видовдан 1919-го, когда был подписан Версальский договор, положивший конец Первой мировой войны. Свою подпись под этим договором поставил представитель нового, невиданного прежде государства — Королевства сербов, хорватов и словенцев, от которого берет свое начало история Югославии.
В истории Югославии будут свои трагические страницы, также связанные с магической датой 28 июня. Но и сказанного вполне достаточно, чтобы немного приблизиться к пониманию смысла и значения Видовдана . Это день памяти и скорби, это праздник величия духа, самопожертвования и любви к своей стране. И — одновременно — это напоминание о том, что моральная победа, умение хранить верность высоким ценностям и смыслам, ценится выше временного военного успеха.