Белградский рекорд
В 2015 году в Белграде родилось свыше 20 000 детей. Это своего рода рекорд: столько младенцев, по информации Telegraf.rs, не появлялось на свет в сербской столице с 1984 года, более 30 лет. Конечно, Белград — это особый город, здесь самые высокие зарплаты, здесь больше всего рабочих мест (в России ли не знать о том, как уровень жизни в столице может отличаться от уровня жизни провинции!), и не стоит торопиться с выводом, что уходящий год станет таким же рекордным для всей Сербии. Однако тенденция налицо: после печального 2013 года, когда число родившихся в стране детей достигло нижней отметки 65 554 человека, рождаемость стала расти уже в 2014 году (66 461 человек). При всех местных разговорах про кризис, хроническое безденежье и беспомощность власти рост рождаемости объективно свидетельствует совсем о другом: о надеждах на будущее и укреплении уверенности в завтрашнем дне.
Честно говоря, число детей на улицах сербских городов после России (и даже после пресловутой Москвы) и без того бросается в глаза: они весело ходят по улицам, толпятся в скверах, на большой перемене заполняют кафешки, пиццерии и прочие заведения, где можно быстро перекусить, играют в футбол на спортплощадках. И когда старожилы начинают рассказывать, что лет эдак 20 тому назад детей было в два, а то и в четыре раза больше, веришь в это с трудом. Но все-таки веришь, зная, как много братьев и сестер едва ли не у каждого из твоих сербских знакомых.
В Сербии сокращение рождаемости не было признаком перехода нации к сытой и благополучной жизни, когда завести детей просто забывают в процессе завоевания земных благ и наслаждения ими. Это было зримое и очень болезненное последствие кризиса — не только экономического, но и социально-политического, порожденного распадом Югославии и цепью последовавших за ним потрясений, завершением которых явились экономические санкции, натовские бомбардировки и фактическая утрата контроля над Косово. После падения Милошевича и введения в Косово международных сил KFOR в Сербии возникла, по сути, новая реальность, к которой надо было привыкать. Тот путь, которым страна следовала многие годы, оказался тупиковым, а выбор нового обещал оказаться весьма и весьма непростым.
Сегодня, судя по всему, путь выбран, и сербская молодежь склонна в него верить. Если старшие поколения относятся к предстоящему вхождению в ЕС с настороженностью и скептицизмом, то молодые люди делают на него ставку. Некогда чеховские сестры восклицали: «В Москву, в Москву!», а для современных молодых сербов нет ничего более естественного, чем стремление в Белград, в эпицентр жизни и возможностей. Удивительно то, что они, следуя традициям страны, начинают заводить детей. В Белграде не получится списать рост рождаемости на таджиков, узбеков и прочих гастарбайтеров, это явление местное и определяется оно теми настроениями, которые царят в обществе. Сегодня стрелка барометра сдвинулась на отметку «Ясно». Пока в Белграде, а что будет дальше — увидим.