Так встречают свечу
Каждый год жители сел, окружающих монастырь Троноша — и наш Пасковац тоже принадлежит к их числу, — собирают деньги на покупку воска, чтобы изготовить из него две огромные, в человеческий рост, свечи. В Чистый четверг накануне Страстной пятницы по окончании церковной службы в Заяче свечу подхватывают на плечи и лесными тропами несут в Троношу. Несут ее по очереди на плече мужчины, привыкшие к тяжелому сельскому труду, но и для них длинная 50-килограммовая свеча — непростой груз, повредить который просто немыслимо. Ровных троп в здешних краях не бывает, крутые подъемы и спуски сменяют друг друга, и растянувшаяся по лесу цепочка людей мало напоминает чинную торжественную процессию.
Весной дождь — явление нередкое, но какой бы ни была погода, как бы ни скользила почва под ногами, свеча будет доставлена к месту назначения, и не на каком-то там транспорте, а именно на человеческих плечах.
Процессия спускается с холмов на ровную дорогу у источника Девять Юговичей. Здесь она многократно возрастает в численности за счет людей, которые не чувствуют в себе сил и отваги преодолеть лесной путь, во главе со священником самым торжественным образом входит в монастырь и трижды обходит вокруг монастырской церкви Введения Пресвятой Богородицы. После этого свеча занимает почетное место в храме.
Сколько лет этому обычаю — неизвестно. Испокон веков местные крестьяне приносят свои восковые свечи (от сербского слова «ратар», то есть земледелец, они называются ратарскими) в дар монастырю Троноша, чтобы испросить у Господа помощь в труде, хорошую погоду и добрый урожай. И гордятся тем, что не прерывался этот обычай, которому нет аналогов в Сербии, и в самые трудные времена.
Трагична сербская история. Во времена турецкого владычества монастырь Троноша грабили, сжигали, разрушали. Православие не было в почете, не покровительствовало ему государство, как это было в России, и верность обычаям была исключительно делом собственной совести. И в том, как сербские крестьяне упрямо изготавливали эти дорогие, чистого воска, свечи, как несли их — тихо, малыми тропами, укрытыми от посторонних глаз — в свой маленький, притаившийся вдали от больших дорог, монастырь, и проходя мимо знаменитого источника вспоминали историю Юговичей и битву на Косовом поле, видится немалое спокойное мужество, готовность стоять за свою веру, что бы там ни приключилось.