Цены падают вместе с рублем
Цены падают вместе с рублем, но не в России, а в Сербии, и не на все товары, а на свинину.
После введения Россией санкций против европейских производителей сельскохозяйственной продукции Сербия еженедельно отправляла на восток братьям-русам по 5000 тонн свинины. Всего российский рынок ежегодно поглощал 7 млн. свиней, и Сербия с удовольствием и выгодой для себя участвовала в его насыщении. Конечно, сербская свинина, поступающая в Россию, сильно отличается от той, что можно купить в обычной сербской месаре (мясной лавке). Путь ее в Россию долог и непрост — сначала ее везут в черногорский порт Бар, оттуда — в Роттердам и только потом — в Петербург, так что время в пути составляет от 25 до 45 дней. Естественно, такой путь может выдержать только замороженное мясо, которое в самой Сербии спросом не пользуется. Ни к чему здесь покупать такое, когда свежего полным-полно.
До поры до времени российские санкции для сербских производителей были очень выгодны. Цена свинины в России на 20% превышала ту, по которой она продавалась в самой Сербии. Однако к середине 2015 года падение рубля по отношению к евро подорвало платежеспособность российских покупателей, и сербский экспорт свинины в Россию практически остановился. В результате в самой Сербии образовался переизбыток мяса, и цены на свинину стали падать.
«Топола», крупный по сербским меркам производитель мяса (выращивает до 60 000 свиней в год), полностью прекратил поставки в Россию уже в августе 2015 года. По словам владельца и директора предприятия Вукое Мухадиновича, из-за ослабления рубля цена свинины в Сербии падает с 2014 года. Если в 2012 году за откормленную свинью платили по 250 динаров за 1 кг, в 2014 году — 210 динаров, то сегодня — только 110—115 динаров (порядка 80 руб. по текущему курсу), что не оправдывает даже затраты на ее выращивание.
Тот благотворный эффект, который оказывали на сербскую экономику российские санкции, исчерпывается. Россия, не успев заменить импорт внутренним производством, вынуждена отказываться от импортных продовольственных товаров за счет сокращения их потребления, и это заставляет сербских производителей переориентироваться на другие рынки. Весьма вероятно, что это придется сделать не только поставщикам свинины, но и тем, кто рассчитывал продавать российским покупателям сливу, яблоки, груши… Даже при низких сербских ценах они в итоге могут оказаться не по карману жителям России, которых в текущем году даже по самым оптимистичным прогнозам ничего хорошего в экономической жизни не ожидает. Для сербов, а также всех жителей Сербии, это обернется снижением цен на продукты питания — что хорошо, и сокращением экспорта — что, несомненно, плохо и потребует от правительства принятия каких-то мер по поддержке производителей. Экономические связи с Россией продолжают ослабевать, что заставляет отказываться от розовых надежд, связанных с какой-то возможной российской помощью, и искать надежных партнеров в Западной Европе, Китае, а то и в совсем экзотической Африке.
По материалам издания Blic online.