Америке ружья, России розы…
Есть в Сербии в городе Крагуевац крупный оружейный завод Zastava Arms, 95% продукции которого идет на экспорт. При этом крупнейшим импортером стрелкового оружия, произведенного в Крагуевце, являются Соединенные Штаты Америки. О неприязни сербов к Америке здесь не говорит только ленивый, но видеть в американцах желанных торговых партнеров это не мешает нисколько. А уж если американцам нравятся сербские ружья — то это просто прекрасно.
Согласно данным ВТО, в течение шести лет — с 2008-го по 2013 год — экспорт спортивных и охотничьих ружей из Сербии увеличился в 16,3 раза, с 756 тыс. до 12,3 млн. евро. Затем, в 2014 году последовал резкий спад до 4 млн. 774 тыс. евро, но прошлый 2015 год ознаменовался новым ростом в 1,7 раза до 7 млн. 974 тыс. евро. В мировом рейтинге стран-экспортеров ружей Сербия по итогам неудачного для себя 2014 года занимала 15-е место, располагаясь перед Турцией и Швейцарией, а после подведения итогов 2015 года может подняться на 14-е, опередив Филиппины. Впрочем, тягаться с такими гигантами, как Бразилия (94 млн. 821 тыс. евро) и США (90 млн. 695 тыс.), ей, естественно, не приходится.
Однако Сербию интересует не американское оружие, а гигантский американский оружейный рынок. На долю США, крупнейшего импортера сербских спортивных и охотничьих ружей, в 2015 году пришлось 7 из 8 млн. евро, полученных Сербией от этой статьи экспорта. Кроме того, от 107 до 132 тыс. евро на покупку сербских ружей потратили такие страны, как Южная Африка, Россия, Аргентина и маленькая Мальта. Среди других крупных покупателей — Австралия, Пакистан, Босния и Герцеговина и Франция. Всего же сербские ружья поставляются в 22 страны мира; на долю России приходится 1,4% их закупок.
Вместо ружей Россия закупает в Сербии розы.
В 2014 году с экспортом в 2,8 млн. евро Сербия занимала 8 место на мировом рынке роз, объем которого составлял 151 млн. евро. Ведущие позиции по объемам поставок с огромным отрывом от конкурентов занимают Голландия (51,6 млн. евро), Дания (22,5 млн.), Уганда (22,5 млн.) и Германия (13,5 млн.). Сербия при этом является единоличным лидером в своем регионе, значительно опережая своих ближайших соседей — Венгрию (1,35 млн. евро) и Болгарию (1 млн. евро), которая для российских туристов выступает как страна роз и розового масла.
После кризисного 2008 года объем экспорта роз из Сербии быстро вырос с 1,2 млн. евро до 2,7 млн. евро в 2012-м, и сохранялся на этом уровне вплоть до прошлого 2015 года, когда произошло резкое падение до 1,9 млн. евро. Причиной тому явился кризис в России, где розы дарить любимым пока еще не перестали, но, тем не менее, стали делать это с заметно меньшим размахом. Экспорт цветов из Сербии оказался слишком зависим от положения дел на российском рынке. Поставки сербских роз в Россию выросли с 428 тыс. евро в 2008 году до 1,555 млн. евро в 2013-м (55% от общего объема экспорта), а в 2015-м резко сократились практически на треть до 1 млн. 75 тыс. евро. Теперь сербским производителям приходится искать покупателей в других странах, а сделать это очень непросто. Сегодня розыиз Сербии экспортируются в 20 стран, в основном из Центральной и Восточной Европы. Помимо России относительно крупными их импортерами (выше 100 тыс. евро) являются Беларусь, Босния и Герцеговина и Голландия (где располагаются крупнейшие в мире биржи цветов), далее с небольшим отрывом следует Польша. Все это (Голландия не в счет) — не самые большие рынки, не сравнимые по объему с российским, и поправить дела за их счет явно не удастся. Некоторые надежды сербских производителей могут быть связаны только с продвижением на восток, например, в Казахстан, куда уже осуществляются небольшие поставки, но избавиться от привязанности к нестабильной России в обозримой перспективе не удастся.
Сербские журналисты, сравнивая ружья и розы, конечно, изощряются в рассуждениях о том, что в Америку посылаются орудия убийства, а в Россию — символы любви, но реальность куда прозаичнее. Устойчивый американский спрос на сербские ружья приносит стране 7 млн. евро в год, тогда как трудоемкое выращивание роз в расчете на российский спрос оказывается рискованным занятием: возможно, будет доход в 1,5 млн. евро, а возможно — убытки, если нежная продукция не найдет покупателя. С Россией всегда так: не знаешь, то ли выиграешь, то ли проиграешь. Рулетка.
Литература:
Zdravković M. Izvozni proizvodi Srbije 23: Sportske i lovačke puške // Makroekonomija.org
Zdravković M. Iz Srbije sa ljubavlju: izvoz ruža // Makroekonomija.org