Консульство
Не люблю я казенные учреждения и в контакт с ними предпочитаю вступать только в случае крайней нужды, когда обойтись без этого не получается. Поэтому до сих пор счастливым образом избегал знакомства с российским посольством и консульством в Белграде, даже не знал, где они находятся. Не за тем в Сербию уезжали, чтобы туда ходить. А тут вот пришлось поинтересоваться: понадобилось оформить доверенность для Сбербанка, и хочешь — не хочешь, а в консульство обратиться пришлось.
Началось всё, конечно, с сайта посольства. Полюбовался на фотографию посла Чепурина с Ненадом Поповичем, который, судя по подписи, добился успеха на выборах, нашел информацию консульства о том, как правильно оформить доверенность (надо отдать должное: быстро и удобно, только вот образцов доверенностей маловато) и добрался до записи на прием. Теоретически она очень удобная: заполняешь форму, выбираешь день визита и приходишь в назначенное время. Очереди ждать не надо, сплошная благодать. Или, как сказано на сайте: «Использование предварительной записи позволит упростить процедуру оформления документов, избежать очередей, повысить качество обслуживания посетителей и эффективность работы консульского учреждения в целом».
На практике же оказалось, что 14 мая можно записаться только на 23-е. Консульский отдел работой с гражданами не злоупотребляет — 3 дня в неделю по 3 часа (понедельник, среда, пятница с 9.00 до 12.00) — и, вероятно, поэтому вакантные места в очередь быстро заканчиваются. Планировать визит в российское консульство следует заранее. По крайней мере, так думают организаторы его работы.
Однако жизнь — штука сложная, и потребность в консульских услугах может возникнуть неожиданно. Например, в моем случае доверенность надо было отправить в Россию не 23-го, а 18-го мая, так что электронная запись — электронной записью, а в Белград пришлось ехать в ближайший рабочий день на свой страх и риск. Тем более, что грозное предупреждение «без предварительной электронной записи прием граждан не осуществляется» на сайте консульства отсутствует; страждущим оставлена надежда.
16-го утром приехали мы в Белград и посольство без труда нашли. Надо сказать, что если вы вдруг рядом с ним оказались, то мимо случайно никак не пройдете. Сказать, что оно заметное, — все равно, что не сказать ничего. Посольство Российской Федерации в Белграде занимает целый квартал и по всему периметру обнесено высокой металлической оградой с расположенными по верху страшными крючьями, загнутыми наружу. Выглядит это всё ужасно, как осажденная крепость, и совершенно нелепо в Сербии, где трехметровые глухие заборы, мягко говоря, не в моде, а Россия окружена общими симпатиями, которые защищают лучше всяких заборов. Понятно, что тут работают некие требования к безопасности российских посольств, разработанные неизвестно кем в каких-то недрах ФСБ, ФСО или чего-то там еще, и отражают они общее представление о месте России в мире: кругом враги, все нас ненавидят и надо быть готовым к любым провокациям. Но легче от этой мысли не становится, и от ощетинившегося здания инстинктивно хочется держаться подальше.
Естественно, просто так, за здорово живешь, в ворота подобного забора не пропускают. У небольшой калитки рядом с надписью «Амбасада Руске Федерациjе» толпится народ с паспортами и разными бумагами в руках, а самой калиткой ведает некий человек, который документы проверяет и решает, пускать — не пускать. На наше счастье, эту работу вершит не представитель российских спецслужб, а настоящий серб, к тому же хорошо понимающий по-русски. Сначала, как то и положено, он официально проинформировал меня о том, что проникнуть в консульство можно исключительно по предварительной записи: по телефону или через сайт. Но, по счастью, на этом дело не кончилось. Посмотрев документы у всех, кто подошел одновременно со мной, он решил смягчиться, сообщил, что сам меня запишет, затворил калитку, удалился куда-то в недра консульства и минут через пять вернулся с бумажкой, на которой значилось, что мне надлежит прийти в посольство 25 мая — ближайшая дата, на которую можно записаться. Теперь совесть у него была совсем чиста. Однако он не развернулся, не занялся своими делами, а спокойно выслушал информацию о том, что доверенность нужна на 25-го, а 18-го, и что ездить лишний раз из Лозницы в Белград радости мало. «Хорошо, — сказал он. — Попробую поговорить». Снова удалился и еще через пять минут вернулся с известием, что я могу войти. Так я оказался за забором.
В консульстве — стандартная обстановка российской казенной конторы. Маленькая комнатка, стол с 4 стульями и одной ручкой, привязанной к месту, чтобы не утащили посетители, стенд с образцами заполнения документов, и 2 окошка, через которые можно пообщаться с работниками консульства. Благодаря электронной записи в комнатке из посетителей была только одна женщина, которая ждала получения уже готовых документов, так что дальше всё пошло, как по маслу. Люди в консульстве работают вежливые, симпатичные и знающие; благодаря точной инструкции на сайте с оформлением доверенности проблем не возникло никаких, и, получив квитанцию, я отправился оплачивать услуги консульства в ближайшее отделение банка ВТБ (схема прохода любезно напечатана на обороте квитанции, а находится оно в соседнем квартале).
Все дальнейшее: сходить — заплатить — вернуться — получить заверенную доверенность — было делом техники и много времени не заняло, так что в целом опыт общения с консульством оказался самым что ни на есть положительным. Но — прежде всего — благодаря тому самому человеку у калитки, который видит в посетителях посольства не досадную помеху в его деятельности, а людей, и пытается им помочь, проявляя замечательную выдержку и терпение.
Одновременно со мной рядом с посольством появился некий товарищ в мотоциклетной куртке с белым листком бумаги, исписанным крупным почерком. Он требовал, чтобы его пропустили к консулу, потому что у него есть донесение чрезвычайной важности, утверждал, что его ждут, что бумага конфиденциальная и передать ее можно только из рук в руки и т.п. Однако наткнулся он на такую непреклонную твердость и вежливость, что согласился отдать свою бумагу человеку у калитки и подождать ответа. Пауза, возникшая, пока бумага путешествовала в недра консульства, позволила товарищу в куртке проинформировать всех окружающих о том, что зовут его Эдик и что он, Эдик, борется с терроризмом и работает в Агентстве международной безопасности. Он уже объездил всю Сербию, выяснил, что с безопасностью здесь плохо, но все террористы им выявлены, и теперь осталось их задержать. «Это теперь не проблема, — заявил Эдик. — Спутники все снимают. Вот ты теперь телезвезда, потому что стоишь рядом со мной, а меня снимает спутник». Впрочем, долго говорить с агентом спецслужб не пришлось — борьба с терроризмом явно не терпела отлагательств, и он поспешил удалиться, не дожидаясь, пока консул призовет его внутрь. «Когда меня спросят, вы передайте, что я приду завтра», — махнул он нам рукой на прощание, но, к сожалению, никто про него так и не спросил…
Подводя итоги, могу сказать, что бояться российского консульства не надо, особенно, если есть время, чтобы предварительно записаться через сайт и прийти в назначенный срок. Если же такой возможности нет, остается уповать на человеколюбие сотрудника консульства, охраняющего вход в заветную калитку, и, как показывает опыт, надежда эта небезосновательна. Мир не без добрых людей. Особенно в Сербии. А Эдику, если увидите, передавайте привет и пожелания успеха!
На всякий случай, контакты консульского отдела посольства Российской Федерации в Республике Сербия:
Телефоны:
+381 11 361 3964,
+381 11 361 7644,
+381 11 361 3180
E-mail:
consrus@ambarusk.rs
Система электронной записи:
http://belgrad.kdmid.ru/queue/
Адрес:
Белград, ул. Делиградская, 32
Время работы:
понедельник, среда, пятница с 9.00 до 12.00
Знаете, я в посольство тысячу раз ездила и не согласна с вашими описаниями! Да, где-то в 2000-х были толпы у забора, живая очередь. Но так и возле других посольств было, давайте не будем лукавить. А американское посольство вы видели? Воооот. Так что не надо сердиться на забор.
Вот уже много лет существует запись, да и вы сами без записи прошли. Но не благодаря сербу на входе! Это же работники посольства согласились вас принять. А у него работа такая — ВСЕХ выслушивать, советовать, вы же сами про Эдика написали, значит понимаете, что и придурков тут выслушивают.
Что касается «стандартной обстановки российской казенной конторы», давайте не вводить людей в заблуждение, там вполне современное оформление, с зеркалами и огромным телевизором, показывающем российские каналы. На столе СТАКАНЧИК с ручками, на окошках тоже по ручке, которые вставляются в спец.подставочку — такие во всех гос.учреждениях Сербии!
А короткое раб.время для того, чтобы успеть потом обработать ваши же документы. Мало их принять, нужно проверить, завести, короче воркотни с ними ого-го.
Вообще чувствуется, что не особо вы Россию и любили: «Не за тем в Сербию уезжали, чтобы туда (в рос.посольство) ходить», но это не повод очернять, тем более, что опыт сотрудничества у вас всё-таки положительный.
Про ручку, уж извините, написал как есть — одна на короткой цепочке, когда на соседнем стуле сидел человек, расписываться было крайне неудобно. У окошек ручек тоже нет, любезно дают попользоваться, если попросишь — но надо просить. Может быть, это последствия экономического кризиса, но уж что видел — то видел.
Ну, а американское посольство… Я хорошо понимаю, чего боятся американцы в Белграде, но не понимаю, чего боятся там русские.
Придурков, фанатиков, террористов… В конце концов, там полно документов, чистых паспортов. И нет гарантии, что даже очень любящий Россию серб не воспользуется халявой.