Мечта о Китае: к итогам визита председателя КНР в Сербию
В воскресенье 19 июня завершился трехдневный визит в Сербию Председателя КНР Си Цзиньпина. Это был первый за 32 года — то есть со времен социалистической Югославии — визит китайского лидера в Белград, и в Сербии ему придавали огромное значение. Си Цзиньпин, рассказывая о своих первых впечатлениях, назвал встречу великолепной и особо отметил три истребителя МиГ-29, которые сопровождали его самолет в сербском воздушном пространстве. Конечно же, это была дань вежливости — Председателя КНР вряд ли можно удивить таким скромным воздушным эскортом, — а вот состав сербской делегации, встречавшей его в аэропорту, действительно, был впечатляющим. Сойдя с трапа самолета, Си Цзиньпин имел возможность пожать руку президенту Сербии Томиславу Николичу, премьер-министру Александру Вучичу и председателю Скупштины Мае Гойкович. Более представительную делегацию даже вообразить трудно.
Стратегическое партнерство
В ходе визита было подписано в общей сложности 22 соглашения и меморандума о сотрудничестве и, самое главное — Совместное заявление Сербии и Китая о налаживании всестороннего стратегического партнерства.
Сербия стала первой страной региона, с которой Китай вступил в отношения стратегического партнерства, и это событие лидеры двух стран отметили торжественными речами, полными оптимизма. Особенный интерес представляют слова Си Цзиньпина, который не просто произнес традиционные формулы о взаимопонимании и взаимной поддержке Сербии и Китая, но и обозначил ряд важных позиций.
Во-первых, он заявил о том, что Китай будет поддерживать усилия Сербии по вступлению в Европейский союз.
Во-вторых, рассказал об идее проведения ежегодных двусторонних встреч глав двух государств, которые должны позволить углублять двусторонние отношения и расширять их на новые области, включая военную.
И, в-третьих, Председатель КНР отметил большую роль Сербии в реализации инициативы «Один пояс и один путь». Эта инициатива, выдвинутая в 2013 году Китаем (а точнее, самим Си Цзиньпином), предусматривает объединение двух проектов — «Экономического пояса Шёлкового пути» («один пояс») и «Морского Шёлкового пути XXI века» («один путь») — с целью развития экономического сотрудничества и взаимной торговли стран Евразии при ключевой роли Китая. Изначально предполагалось, что северная часть сухопутного пояса, связывающая Китай с Западной Европой, пройдёт через Россию, однако события на Украине явно заставляют китайское руководство пересматривать свои планы. Появление Сербии в планах строительства современного Шёлкового пути симптоматично: дорога из Китая к побережью Атлантики может пройти здесь только в том случае, если она будет проложена через Турцию. То есть в обход России.
Незримое присутствие России
Естественно, в публичных заявлениях об этих планах ни китайские, ни сербские руководители — и те, и другие обычно выступают как большие российские друзья, — ничего не говорили. Однако незримо Россия на этих переговорах присутствовала. Когда Томислав Николич заявил: «Китая — страна, которая коренным образом меняет экономический порядок, а не вмешивается в политику и военные столкновения, и большая часть человечества благодарна ему за это», эти слова прозвучали как горький упрек не только Вашингтону, но и Москве.
Николич, известный своими русофильскими настроениями, возможно, и предпочел бы видеть главным стратегическим партнером страны Россию, да только сотрудничество с Китаем сулит Сербии больше экономических выгод и меньше политических проблем. Китай без всяких условий поддерживает вступление Сербии в ЕС — Россия, формально не противодействия ему, настаивает на сохранении существующих сербско-российских отношений или, иными словами, выставляет некоторые условия сохранения дружбы. Экономическое сотрудничество с Китаем сулит выгоды, прибыль и никак не осложняет отношений с другими странами — сотрудничество с Россией означает дополнительную головную боль, поскольку отказ от введения санкций против России заставляет сербское правительство выдерживать постоянное давление со стороны Брюсселя и осложняет путь в ЕС. Главным преимуществом союза с Россией для Сербии является российское противодействие международному признанию независимости Косова — но Китай в этом отношении проводит ту же самую политику, не требуя взамен никакой платы. Стоит ли удивляться тому, что Николич эмоционально назвал прибытие в Белград Си Цзиньпина воплощением мечты своей жизни связать народы Китая и Сербии?
Договоры
Пакет двусторонних сербско-китайских договоров и меморандумов, подписанных в ходе визита Си Цзиньпином, впечатляет и создает основу для развития сотрудничества в области строительства, инфраструктуры, телекоммуникаций, торговли, обороны, масс-медиа, а в перспективе — с учетом слов китайского руководителя — и в военной сфере.
Среди подписанных документов:
— Договор об экономическом и техническом сотрудничестве Сербии и Китая в 2015—2016 годах;
— Договор о развитии сотрудничества Сербии и Китая в области производственных мощностей;
— Договор о сотрудничестве Сербии и Китая в области оборонной промышленности;
— Договор о проектировании и выполнении работ на строительстве автомагистрали на участке Сурчин—Обреновац Коридора 10 (Коридор 10 — один из важнейших проектов в области создания панъевропейской транспортной инфраструктуры, который должен связать Австрию, Венгрию, Словению, Хорватию, Сербию, Болгарию, Македонию и Грецию. Завершение строительства сербской части Коридора 10 позволит окончательно включить в Сербию в систему скоростных европейских автодорог и тем самым будет способствовать реализации китайской инициативы «Один пояс и один путь»);
— Договор о развитии сотрудничества в области торговли, туризма и телекоммуникаций;
— Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий создание Центра сотрудничества Китая и 16 стран центральной и восточной Европы в области транспорта и инфраструктуры;
— Меморандум о взаимопонимании в области совместного финансирования проектов в сфере научных исследований и разработок, который предусматривает сотрудничество университетов и научных центров двух стран как в области исследований, так и в области коммерциализации и внедрения полученных результатов;
— Меморандум о взаимопонимании в области финансирования и строительства электростанции, работающей на отходах (в качестве пилотного проекта избрано Панчево, где китайские партнеры должны провести необходимые исследования и расчеты, чтобы определить, достаточно ли производимых здесь отходов для стабильной работы электростанции);
— двустороннее своп-соглашение Народного банка Китая и Народного банка Сербии, предусматривающее возможность прямого обмена национальных валют Китая и Сербии путем индивидуальных трансакций двух центральных банков до 1,5 млрд. юаней и, соответственно, 27 млрд. динаров.
Железара
Особое место в визите Си Цзиньпина заняло посещение сталеплавильного завода Железара в Смедерево.
Этот завод, основанный в 1913 году, давно стал убыточным и висел обременительным грузом на шее правительства (при том, что сталь он выпускает высокого класса). Чтобы его реанимировать, нужны были значительные капиталовложения, денег на это в бюджете не была и не предвиделось, а потому было принято решение Железару продать. Продавали ее долго, в 2014 году в числе покупателей входили и российские инвесторы — Уралвагонзавод и холдинг «Красный Октябрь», — но все они заявляли о необходимости радикального сокращения производства в силу его заведомой нерентабельности. Единственным покупателем, который дал сохранить все 5 000 нынешних рабочих мест и при этом за счет собственных средств вывести завод в европейские лидеры, стала китайская компания HeSteel Group (HBIS). В апреле 2016 года был подписан долгожданный договор о продаже Железары за 46 млн. евро. До конца июня полная стоимость завода должна быть выплачена, после чего руководство HeSteel обещало незамедлительно перейти к реализации программы инвестиций, которые должны составить свыше 300 млн. евро.
Эта покупка — большое событие не только для Сербии, которая таким образом сумела спасти от гибели одно из крупнейших своих промышленных предприятий, но, как оказалось, и для Китая. Си Цзиньпин не только обошел завод, но и нашел время принять участие в весьма своеобразной церемонии — выпил кофе с рабочими Железары и побеседовал с ними.
Сегодня, в момент полного перехода контроля над Железарой в руки новых владельцев, слова руководителей HeSteel звучат оптимистично. Они обещают, что инвестиции будут означать внедрение в производство самых современных и экологичных технологий, которые позволят сделать смедеревский сталеплавильный завод самым конкурентоспособным в Европе. Сама же HeSteel рассчитывает с его помощью и с опорой на собственную торговую сеть превратится в мирового лидера на рынке стали.
Китайские и сербские руководители расставались довольные друг другом. Пока каждый получает желаемое. Китай в лице Сербии обретает плацдарм для продвижения своих экономических интересов в Европе, а Сербия — могучего политического и экономического союзника, поддержка которого может стать важным фактором на пути вступления в ЕС, снизив зависимость от России.
Источники: Xinhua News Agency, TANJUG, Blic.