Борьба за асфальт
Село Козьяк, что расположено рядом с Лозницей по дороге к Шабцу и Белграду, попало в центральные сербские новости. Группа местных жителей в 7 часов утра 20 июня вышла на улицу и перекрыла на ней движение. Это не было неожиданностью: еще 11 июня в местную общину (месна заjедница — орган сельского самоуправления) поступило заявление о том, что инициативная группа граждан намеревается таким образом выразить свое недовольство жизнью на неасфальтированной улице. Настроены эти граждане весьма решительно: они заявили о своей решимости блокировать проезд по улице каждый день с 7 до 20 часов до тех пор, пока местное самоуправление не даст официальный ответ, когда дорога будет покрыта асфальтом.
Улица, о которой идёт речь, вид имеет вполне приличный и ухоженный. На ней нет заметных ям, в дождливое время она не раскисает, и машины там проезжают безо всяких проблем. Это, прямо скажем, не та разбитая сельская дорога, которую не всякий трактор преодолеет. Посмотреть российским взглядом, так переживать вообще не из-за чего: легковушки спокойно проезжают, пешком ходить в любой дождь можно без сапог, а вечером — без страха поломать ноги. Чего же ещё ждать от села? Но жители недовольны.
Улица покрыта дробленым камнем — этого простейшего материала в здешних краях в достатке. Насыпали, разравняли грейдером, утрамбовали хорошенько — и можно ходить и ездить. Для сельской местности, где машин ездит мало, а дороги нужны, дробленый камень и гравий — прекрасное решение проблемы. Однако у камня есть недостаток: под колесами грузовиков и тракторов он продолжает дробиться и превращается в песок и пыль, которая поднимается в воздух и покрывает тонким белым слоем всё вокруг — машины, траву, кусты, деревья и близлежащие дома. Так что жителей Козьяка вывела на дорогу именно эта надоевшая пыль, которая, по их словам, не дает открывать окна, вывешивать на просушку белье, и оседает на овощах и фруктах, которые они выращивают в своих домах. В обычный день по улице проезжают от 100 до 200 автомобилей (а в праздничные дни, когда люди разъезжаются на отдых по селам, и того больше), так что отдохнуть от пыли удается только поздним вечером. Неприятно.
Между тем по сербскому телевидению едва ли не каждый день показывают, как идет строительство новых современных автомагистралей, да и в наших лозницких краях, куда не поедешь, обязательно встретишь свежий асфальт, отремонтированные дороги и улицы. Капитальный ремонт дорог — одна из характерных примет современной сербской жизни. Вот и решили жители Козьяка, что и они ничем других не хуже, и потребовали, чтобы к их домам тоже был проложен асфальтовый путь.
Чем закончится их борьба, пока неизвестно. Внимание к себе они привлекли, про них написали в центральной прессе (местная, что характерно, промолчала), и теперь им остается ждать ответной реакции. Вряд ли они могут рассчитывать на то, что решение их проблемы будет быстрым — здесь не Москва, денег в местном бюджете не много, и планируются расходы на дорожное строительство заранее. И, тем не менее, надежда есть — вот начнёт лозницкая општина бюджет на будущий год верстать, глядишь, и Козьяк в него тоже включат.
Казалось бы, мелкий эпизод из захолустной жизни. Да только вот чем больше обдумываешь его, тем лучше понимаешь, почему, например, в Сербии дороги лучше, чем в России. Захотели люди привлечь внимание к своей проблеме, собрались, уведомили о своем намерении местную власть — и протестуют. ОМОН не приезжает, никого не разгоняет, наручники не надевает, всё тихо и мирно. А дорога (хотя и не первостепенная, конечно) при этом перекрыта, водители вынуждены лишние километры по объездным путям нарезать, и местным властям жалобы постоянно идут — надо что-то делать. Это с одной стороны. А с другой, заметим для себя, что стало поводом для протеста. Дорожная пыль — вещь, конечно, и неприятная, и для здоровья вредная, но это не тот случай, когда люди вынуждены протестовать, потому что ничего другого просто не остается: либо помирать, либо жизнь менять. Речь идет о борьбе за более высокое качество жизни и за справедливость (в Лознице за последний год заасфальтировали две такие пыльные улицы, значит, и здесь надо). Добиваться и того, и другого протестующие считают своим правом.
А еще люди здесь понимают, что не надо рассчитывать на милость властей, а иронизировать в социальных сетях и вовсе бессмысленно. Они знают, что надо что-то делать самим. Когда два года назад у нас размыло покрытую гравием дорогу, соседи собрались, подумали, собрали деньги и наняли грейдер, который эту дорогу быстро поправил. Тогда было понятно, что от наводнение нанесло огромный ущерб и властям предстоит в первую очередь заниматься куда более серьезными проблемами, чем наша второстепенная дорога, и всё сделали сами. Теперь же, напротив, понятно, что асфальтирование улицы в складчину не оплатишь, и люди требуют действий от местных властей. Таковы правила игры: люди имеют право требовать, власти обязаны прислушиваться.
Власти далеко не идеальны, проблем полно, в наличии и коррупция, и иные прелести бюрократической системы, но при всем при том сама необходимость соблюдать — хотя бы даже для виду — эти правила подталкивает власть к действиям. Не сейчас, так через год, а нет — так через два улица в Козьяке все-таки будет покрыта асфальтом, и тогда ее жители задумаются над тем, что еще в их родном селе можно улучшить.
Источник: Blic