Привлекательнее Черногории, или грядут китайские туристы
Вчера, 26 февраля, в Белграде завершилась туристическая ярмарка, собравшая 1100 участников из 56 стран, включая Китай, Россию и Индию. Для Сербии это событие не просто крупное и представительное, но и экономически очень важное — страна стремится зарабатывать туризмом.
В России Сербия как туристическое направление практически неизвестна: как только узнают люди, что нет здесь моря (и так-то со знаниями географии в стране проблемы, а тут еще и картографическая неразбериха, связанная с распадом Югославии), так сразу и интерес теряют. Если летний отдых ассоциируется с лежанием на пляже, то в Сербии, конечно же, делать нечего.
Однако, к счастью для Сербии, так рассуждают далеко не все, и в последнее время сербская туристическая отрасль уверенно растет, опережая среднемировые и среднеевропейские темпы. Сербский премьер Александр Вучич, открывая ярмарку, с гордостью обратил внимание на то, что средний годовой рост туризма в мире составляет 4%, в Европе — 2%, а в Сербии целых 13%. Тут вполне можно было бы скептически заметить, что такой значительный относительный прогресс объясняется стартом с низкой точки: Сербия совсем недавно вышла из войны, перестала быть пугалом для европейцев, а потому даже небольшое увеличение числа туристов дает большой относительный прирост.
Это, без сомнения, верно. Однако Вучич сумел удивить присутствующих и абсолютными цифрами. В 2016 году за счет туризма Сербия сумела заработать 1 млрд. 42 млн. евро — на 200 млн. евро больше, чем Черногория.
Вот Черногорию в России знают хорошо — прекрасный климат, побережье Адриатического моря, красивейшие пейзажи, относительно низкие цены и, как ценное дополнение, прекрасное отношение к русским туристам. В Будве в сезон русская речь слышна на каждом шагу — туристов хоть отбавляй. И не в одной Будве дело — всё черногорское побережье от края до края заполняется туристами, и найти свободное место на пляже дело непростое. Туристы едут, заполняют отели, кемпинги, апартаменты и комнаты, оккупируют пляжи, кафе и рестораны, оставляют в них твердую европейскую валюту… — а Сербия, как выясняется, зарабатывает на туризме больше.
На морском побережье и пляжном отдыхе свет клином не сошелся, как не сошелся он и на таких центрах экскурсионного туризма, как Париж, Лондон, Вена и Барселона. Миллионы людей в мире хотят чего-то нового, они ищут привлекательные места, где они еще не бывали и где пока нет толп туристов, по команде экскурсовода поворачивающихся направо и налево и следующих стандартными, миллион раз повторяющимися маршрутами. И тут у Сербии появляется шанс если и не стать новой туристической Меккой, то во всяком случае занять свое почетное место в списке привлекательных туристических направлений.
Для этого у нее есть всё: красивая и разнообразная природа, реки, горы и горнолыжные трассы, озера, леса, невероятные пейзажи, национальные парки, целебные воды и курорты (бани), большие и малые города с древними крепостями, своеобразная национальная кухня, культурные мероприятия и — как приятный бонус — низкие цены. Немного рекламы, немного усилий по части организации туризма, и нынешний миллиард евро дохода без проблем превратится в два, а то и больше.
Самыми большими темпами растет число туристов из Китая (на 12,9% в 2016 году). В абсолютных цифрах (опять-таки) их было немного, порядка 15 тысяч человек, но сомневаться в том, что это только начало, не приходится. В прошлом году из Китая путешествовать по миру отправились 140 миллионов туристов (считай, целая Россия), а в 2020 году китайских туристов будет уже 240 миллионов. Мир для них становится слишком маленьким, и они будут осваивать все без исключения туристические направления. Между тем Сербия стала первой европейской страной, заключившей с Китаем договор о безвизовом режиме, да к тому же уже летом этого года она планирует открыть первый прямой рейс из Белграда в Пекин. Ворота распахнуты, и, казалось бы, чтобы отправиться в Сербию, китайцам надо только этого захотеть.
Однако, на самом деле, очередь теперь за сербской туристической отраслью. Китайские туристы — особенные туристы. Они не пользуются Booking.com и обычными социальными сетями, путешествуют группами, покупают только пакетные туры и только в те места, которые китайское правительство считает безопасными для посещения. К числу необходимых удобство они относят бесплатный Wi-Fi, наличие китайских телевизионных каналов в отеле и печатных брошюр на китайском, естественно, языке.
Если с бесплатным беспроводным Интернетом вопрос решается легко, то всё остальное потребует от сербов немалых усилий. На сегодняшний день в Белграде нет ни одного местного гида, умеющего говорить по-китайски, и поле здесь непаханое. Но тот, кто первым сумеет поставить на широкую ногу прием китайских туристов, проложит для них привлекательные маршруты, снабдит печатными путеводителями и живыми гидами, сорвет большой куш.