Школа
Когда собирались в Сербию, больше всего пугала мысль о школе. Как же так, ребенок после московской гимназии отправится учиться куда-то в Лозницу, где 30 000 человек населения — райцентр по российским меркам, — и будет осваивать тамошнюю программу на сербском языке?! Да справится ли? Да не плохо ли ему там будет? Да хорошо ли там учат? Состояние, если не паническое, то во всяком случае взволнованное.
Теперь волнуемся по другому поводу: лишь бы и дальше было так хорошо, как сейчас.
Проблема изучения сербского решилась за полтора летних месяца. Ежедневные двухчасовые занятия с профессором (так в Сербии уважительно величают преподавателей старших классов) русского языка — ну, нет в Лознице специалистов по обучению сербскому русских детей — и никаких проблем. Профессор Милутин стал другом семьи, а Маша второй месяц получает в школе по сербскому языку «пятерки» и периодически жалуется на одноклассников, которые неграмотно говорят по-сербски (она-то знает, как правильно!).
Кстати, об оценках. Система тут, как и у нас, 5-балльная. Только по-настоящему 5-балльная — в ходу все оценки от 1 до 5, и «двойка» рассматривается как плохая, но все-таки положительная, переводная оценка. Сначала было непривычно, а теперь вот, думаю, что это просто более точная, более дифференцированная система. («Плюсы» и «минусы» тоже в ходу, и «два с минусом» не фигура речи, а реальная оценка.)
Гуманизм, позволяющий «двоечникам» учиться, здесь проявляется и совсем в других, чем в России, отношениях между учениками и учителями. Проще они и свободнее. Если учитель спрашивает двух разговаривающих на уроке учеников, о чем это они, то это не скрытая угроза, а вопрос, на который следует ответ. При этом ответ может быть и не вполне серьезным: мол, название географическое показалось смешным и какие-то там аналогии возникли. Обсудили, вместе посмеялись, пошли дальше. А в результате ребенку хочется в школу, и он не боится не знать, не боится ошибиться, потому что ругать не будут. Поправят, но не отругают. Много ли человеку надо?
А программа не слабее, чем в России. С пятого класса идет обязательный второй иностранный. По математике в пятом классе пройдено несколько тем, которые в России еще не изучали. С пятого класса начинается биология (в России — с шестого), с шестого — физика (в России — с седьмого). И учатся при этом в средней школе не по 11, а по 12 лет. Суббота и воскресенье — выходные дни, но зато каникулы бывают только два раза в год — 3 недели зимой, и летом — начиная, страшно сказать, с 24 июня!
Учатся здесь в две смены — школьные здания небольшие, а детей много (по нашим меркам). Однако блюдется справедливость: в течение одного месяца нечетные классы учатся в первую смену, а четные — во вторую, в течение другого они меняются местами. Месяц дети спят по утрам, месяц торопятся на занятия. Никто не в обиде. Наверное, учителям неудобно, а для детей справедливо.
Но, самое приятное, что есть в сербской школе, это свобода. Дочка пугает сербов страшными рассказами про российских охранников, которые не выпускают из школы, про металлические двери и эсэмэски родителям, что дитё покинуло стены учебного заведения. Они не верят, думают шутка, ибо сами с 7 лет ходят и в школу, и домой, а на перемене бегают пообедать в соседнюю едальню. Свобода!