Подземелья Мали Зворника
Обычно мы путешествуем по Сербии самостоятельно. Толковых подробных путеводителей по стране нет, но всегда можно найти нужную информацию на сербском языке и отправиться в поездку хоть на машине, хоть на автобусе, в расчете на то, что навигатор и язык до нужного места доведут. И от маршрута, завидев что-то интересное в дали, всегда отклониться можно, и с погодой никаких проблем не возникает — не понравилась, остаешься дома. Сам себе хозяин.
Но встречаются и такие места, куда самостоятельно не добраться. Не потому, что дорога неизвестна, а по той простой причине, что входная дверь заперта, и хочешь — не хочешь, а с владельцем ключа надо договариваться. Если удастся его найти, конечно.
Одна из таких дверей — а если уж быть совсем точным 12 таких дверей — находятся в Мали Зворнике, и закрывают они собой пути в таинственные сооружения под горой. Тот самый случай, когда знаешь, что дверь есть, видишь ее, а попасть вовнутрь не можешь. Нет на двери ни объявления, ни номера телефона, ни буквы, ни цифры, только мощные запоры, и ни души вокруг. Манит, а не пускает, и никакими силами не найти информацию о том, что кто-то в Мали Зворнике водит туда экскурсии.
Поэтому пришлось прибегнуть к помощи человека знающего и встретиться в Бане Ковиляче с Владимиром Вуловичем, который не только возглавляет тамошнее туристическое агентство, но и занимается изучением местной истории, написал о Бане две книги и участвует в борьбе за сохранение культурного наследия. Одним словом, кому, как не ему, знать, как проникнуть в загадочные подземелья. Это было обращение по адресу: уже на следующий день он сообщил, что договорился с человеком, который в воскресенье в 10 утра подойдет к заветной двери и откроет её для нас. Осталось только собраться и поехать.
Воскресное утро выдалось ненастным — открываешь глаза, а за окном противный сумрак и дождь. Не то, что ехать куда-то, вставать не хочется, но делать нечего — договорились, так что надо одеваться (теплее, теплее одевайтесь! — советовал нам провожатый, наученный опытом хождения по пещерам) и выезжать. Теплая одежда (а конец мая в Сербии даже в дождливый день — это по российским понятиям, почитай, разгар лета) оказалась, надо сказать не лишней, температура в подземелье и зимой, и летом примерно одна — от 16 до 19оС. Но это некое забегание вперед — сначала в пещеру надо было попасть.
Дорога в Мали Зворник известна, равно как и одни из дверей, ведущих внутрь — но, как оказалось, ехали мы не к ней. Повинуясь руководящим указаниям нашего гида, мы припарковались на обочине центральной улицы в месте, где ничто не указывает на близость достопримечательностей. Обычные дома кругом и магазины, ничего интересного. Но слева между домами для знающих людей есть дорожка вверх, во дворы, а там, в обычном дворе обычного частного дома увидели мы в скале ещё одну металлическую дверь, тоже запертую. Ровно в 10 часов, как то и было обещано, появилась девушка, которая запоры отперла, пустила нас внутрь и провела экскурсию.
Там, внутри, за металлическими дверями и засовами находится командный центр королевской югославской армии, построенный — и недостроенный — в 1932—1934 годах по приказу короля Александра Карагеоргиевича. Вглубь горы уходит широкий коридор, больше похожий на туннель, протяженностью 1600 м, окруженный разнокалиберными помещениями, способными вместить до 5000 человек. Чтобы никого не вводить в заблуждение, сразу скажу, что помещения пусты, никакой мебели, никакого оборудования (если не считать ржавого вентилятора, расположившегося под потолком коридора) не осталось.
Одни только голые стены, сначала, ближе к входу скучные-бетонные, ровные, а дальше, там где отделочные работы не завершились, — рваные каменные. Как их прорубили когда-то, так необработанные стоят они и сейчас. Счастье еще, что пол ровный, хотя местами и скользкий. Да еще от цивилизации есть вполне современные светильники по стенам коридора и отдельных помещений (а в некоторых не помешал бы и фонарик). Когда сопровождавшая нас Ариадна из Мали Зворника включала свет за очередным поворотом коридора, можно было заметить маленьких летучих мышей в спешке покидавших насиженные места.
В некоторых местах своде туннеля можно увидеть небольшие сталактиты, навстречу которым кое-где, в стороне от натоптанных троп, вполне естественно начинают подниматься сталагмиты. Там, где свод образован необработанным камнем, это выглядит вполне гармонично и естественно, но и бетонный потолок не избежал общей судьбы — юные сталактиты висят и на его неровностях.
Достопримечательностей в подземных коридорах немного. Единственное помещение, стены которого были не только отштукатурены, но и украшены орнаментом, — это королевская часовня. Помимо орнамента часовня «украшена» еще и малоэстетичными отверстиями, самые крупные из которых пробиты в основании одной из стен. Но это дело рук уже не строителей, а кладоискателей.
Королевский командный центр в Мали Зворнике, хотя и не был достроен, но, тем не менее, два дня своей истории прожил полноценной жизнью. После того, как 6 апреля Югославия подверглась немецкой агрессии и тем самым вступила во вторую мировую войну, сюда, в Мали Зворник прибыл со своим штабом юный король Петр II Карагеоргиевич. Он провел здесь два дня, после чего переправился на другой берег Дрины и отправился в путь, который приведет его в эмиграцию и навсегда разлучит с родиной. Как гласят легенды, где-то по дороге на чужбину последний югославский король спрятал своё золото, и одним из возможных мест пребывания королевского клада считаются подземелья Мали Зворника. Во всяком случае, стены командного пункта кладоискателями простукивались, и в тех местах, где раздавался глухой звук, пробивались дыры. Но напрасно, ничего так и не нашли.
Вторая достопримечательность подземелий — это необычно большое помещение (так и хочется сказать «пещера»), где находятся три каменные стелы со странными углублениями спереди. Это три королевских источника, из которых некогда текла питьевая воды и которые были украшены львиными головами. Со временем головы исчезли — вероятно, ими пришлось удовольствоваться искателям королевского золота.
И, наконец, третья достопримечательность — колодец, расположенный под тяжелой каменной плитой. Он заполнен водой почти до самого верха, но вода настолько прозрачна, что если посветить фонариком, то находящиеся на 9-метровой глубине камни кажутся такими близкими, как будто до них рукой можно достать.
Осмотрев достопримечательности, можно побродить по коридорам и подойти к другим выходам. Всего их, как я уже сказал в начале, насчитывается 12 — на случай, если какие-то будут завалены при бомбардировках. Тому, кто бывал в Мали Зворнике, понять, что бомбардировать нависающую над ним высоченную скалу — дело бесполезное, по крайней мере, во времена второй мировой войны. Но тем не менее, какие-то завалы или обвалы были возможны, так что запасных ходов, чтобы штаб не оказался в ловушке, было сделано достаточно. При желании можно изнутри подойти к такой запертой двери, выглянуть через щель наружу и увидеть, например, тот самый старый мост, по которому через Дрину перешел король, покидая временное убежище в Мали Зворнике.
Те два дня были самыми насыщенными в истории королевских подземелий. Король отбыл, двери заперли и замаскировали. Строилось это сооружение в тайне, знали о нем немногие и даже планов его не уцелело. Так что стальные двери остались закрытыми до самого конца войны; не воспользовались ими ни немцы, ни партизаны. Послевоенной коммунистической Югославии королевский командный центр тоже не пригодился, а теперь пришла пора для его превращения в туристическую достопримечательность.
Судя по тому, что попасть внутрь подземных сооружений до сих пор не просто, — парадокс местной жизни: обученный экскурсовод есть, но найти его задача нетривиальная, — это превращение до конца так и не завершилось. Как говорят знающие люди, сначала шло долгое выяснение вопроса, кто будет владеть и распоряжаться подземельями, коль скоро они не нужны военным. То ли государство, то ли местная општина, то ли и вовсе владелец того леса на склоне горы, под которым находятся королевские сооружения. Пару лет назад спор разрешился в пользу општины Мали Зворника, у ключей появился хозяин, и в пещеры от случая к случаю стали водить экскурсии. Но как мы видели, попасть на них непросто. Складывается впечатление, что местные власти чего-то ждут и пока сознательно не привлекают внимания туристов к этой возможности. Для обустройства пещер, превращения их в полноценный туристический объект нужны несколько миллионов евро, но где их взять Мали Зворнику, в котором и пяти тысяч жителей не наберется? Разве что найдется когда-нибудь какой-нибудь спонсор…
Так что пока желающим совместить посещение Зворницкой крепости на боснийском берегу с экскурсией по подземельям Мали Зворника на берегу сербском придется постараться. Например, обратиться к помощи того же Владимира Вуловича, с которым мы, кстати сказать, не расстались, а отправились изучать Баню Ковилячу. Но об этом в другой раз.