Монастырь Бешеново
Монастырь Бешéново — один из самых старых, а возможно, и самый старый монастырь на Фрушка-Горе и, одновременно, самый молодой. Его история — рождение — мученичество — смерть — воскрешение из мертвых — с христианской точки зрения предельно символична. Сюда стоит съездить не для того, чтобы посмотреть на старые камни и произведения искусства, а чтобы проникнуться духом сербской истории, ощутить живое биение её пульса.
Находится монастырь Бешéново на южном склоне Фрушкa-Горы, на самой окраине села Бешеновачки Прнявор рядом с ручьем Чикош. Он несомненно принадлежит к числу тех многочисленных сербских монастырей, которые укрыты от посторонних глаз в стороне от проезжей дороги. Со всех сторон его окружают высокие, поросшие лесом холмы, порождая ощущение уединения и защищенности.
Согласно преданию, монастырь был основан в конце XIII века королем Драгутиным, который посвятил его Святым архангелам Гавриилу и Михаилу, покровителям рода Неманичей. Монахи, живущие сегодня в Бешеново, с гордостью утверждают, что их монастырь, единственный на Фрушка-Горе, основан в славные времена сербских королей из династии Неманичей, тогда как наиболее старые из остальных появились только во время деспотов Бранковичей. Подтверждением тому считается сохранившееся в старых записях описание креста короля Драгутина 1297 года: на одной его стороне были вырезаны название и изображение монастыря Бешеново.
Однако иных письменных свидетельств, которые могли бы подтвердить факт существования монастыря в конце XIII века или в XIV столетии, не сохранилось. Следующая зафиксированная дата монастырской истории — это 1467 год, когда согласно записи, найденной на одной из стен монастырской церкви, она была расписана. Само же церковной здание, очевидно, было построено на несколько лет раньше. А вот в официальных документах существование монастыря впервые упоминается только в 1546 году, когда турки проводили перепись населения Сремского санджака. Но удивляться этому или строить на этом основании некие предположения о времени основания монастыря не стоит: документы османских властей сохранились гораздо лучше средневековых сербских и, тем более, монастырских — большая их часть погибла в огне пожаров, устроенных теми же турками, или позднее, уже в XX веке, — под бомбами немецкой авиации.
Под турецким владычеством монастырь Бешеново вместе со всем православным населением Сербии переживал нелегкие времена. XVII век прошел под знаком бедности: бешеновские монахи неоднократно отправлялись в Россию для сбора милостыни; достоверно известно, что они бывали там в 1628, 1648, 1670 и 1671 годах. По всей видимости, некоторые из этих экспедиций в Московскую Русь были успешными, во всяком случае в 1656 году монахам удалось найти средства на ремонт келий и трапезной.
В ходе Великой Турецкой войны (1683—1699) значительная часть Срема вместе с монастырем Бешеново была освобождена от турок и перешла под власть австрийцев, что не могло не сказаться на положении христианского населения. В результате Великого исхода сербов в Паннонию при патриархе Арсении III Чарноевиче в 1690 году бешеновская монастырская ризница неожиданным образом заметно пополнилась. Спасаясь от турок, монахи монастыря Витовница около Петровца на Млави, забрав с собой самые ценные литургические предметы, переселились в Бешеново. Среди принесенных ими драгоценностей были Четвероевангелие в кованом окладе, сработанном в 1557 году Кондо Вуком, и серебряная чаша 1662 года (так называемая Витовничкая чаша), изготовленная золотых дел мастером Лукой (сегодня эти предметы хранятся в Музее Сербской православной церкви в Белграде).
В июле 1716 года 150-тысячная турецкая армия под командованием великого визиря Силахдара Али-паши развернула наступление на Нови-Сад, чтобы вернуть Османской империи власть над Сремом. Турки подожгли и сожгли знаменитые фрушкогорские монастыри Крушедол и Велика Ремета, а монастырю Бешеново нанесли большой ущерб, церковная утварь была частью разграблена, а частью уничтожена. Но 5 августа в Петроварадинском сражении австрийская армия под командованием принца Евгения Савойского нанесла османам сокрушительное поражение, и они в беспорядке бежали к Белграду, чтобы никогда больше не возвращаться на Фрушку-гору.
Восстановление монастыря не было ни быстрым, ни легким. В 1753 году в монастыре жили 13 монахов, а Бешеновачки прнявор насчитывал всего 12 семей. И все-таки постепенно монастырь оправлялся от потерь и даже богател. По данным 1775 года в его владении находилось 2221 ютро земельных владений (1278 га), в том числе 1002 ютра (576 га) леса.
Сам монастырь не было большим. Его территорию с трех сторон ограждали двухэтажные здания монастырских келий, тогда как западная сторона оставалась открытой для входа. Кирпичное здание с южной стороны было построено в 1730 году, а об остальных известно только то, что в 1753 году они уже считались старыми. Перечень хозяйственных построек монастыря выглядел более чем скромно: сарай, две водяных мельницы и два обустроенных водяных источника.
В середине XVIII века во второй раз была расписана старая кирпичная монастырская церковь. Эту работу осуществил киевский художник Василий Романович, который в 1738—1739 годах вместе с Федором Каминским расписал церковь Бориса и Глеба на Подоле в Киеве. Неизвестно, когда Романович приехал в Срем, но, во всяком случае, жил он на Фрушка-Горе в монастыре Хопово, где принял монашеский постриг и где скончался в 1773 году. До наших дней сохранились написанные Василием Романовичем иконы, находившиеся на Царских вратах: Иисуса Христа, Богородицы с Христом, Святого Иоанна и Святого Архангела Михаила. В настоящее время они хранятся в Музее Срема в Сремской Митровице и ждут возвращения в возрожденный монастырь.
Отдельное место в духовной истории Бешеново занимают святые Кирик и Иулитта — сын и мать, которые около 304 года во времена правления императора Диоклетиана приняли мученическую смерть за христианскую веру. Случилось это в городе Тарсе, что в Малой Азии, и впоследствии мощи этих святых хранились в соборе Святой Софии в Константинополе. После падения Константинополя мощи затерялись, а потом одна их часть попала в церковь Святой Богородицы Болнички в Охриде, а другая — в Бешеново. Как и когда это произошло, неизвестно, но во всяком случае в 1753 году в монастыре началось строительство часовни, посвященной этим святым. В этой часовне находилась еще работа Василия Романовича — икона Святые Кирик и Иулитта. Другую икону с изображением святых мучеников в 1766 году подарил монастырю художник Димитрие Бачевич.
Мощи святых Кирика и Иулитты бережно хранились в монастыре до 1941 года. После начала войны монахи спрятали их в селе Бешеново, чтобы не дать хорватам их забрать и перенести в Загреб. Отчасти этот план удался, но после окончания войны мощи пропали и след их окончательно затерялся.
В ходе археологических работ в 2012—2013 годах на территории монастыря было найдено захоронение полковника князя Александра Рашковича, скончавшегося в 1773 году. Это был видный представитель знаменитого рода Рашковичей из Стари Влаха, сын князя Атанасия, который в 1737 году перед вторым исходом сербов при патриархе Арсении IV Йовановиче Шакабенте поднял в Старом Влахе восстание против турок.
Александр Рашкович приходился родным племянником патриарху Арсению и был последним командиром знаменитого Петроварадинского полка австрийской армии, состоявшего в основном из сербов. Вместе со своими граничарами он участвовал во многих войнах, которые вела Австрия в XVIII веке, и внес свой вклад в победы в боях у Франкфурта, Ландесхута, Лейпцига и Граца.
На рубеже XIX—XX веков церковь Бешеновского монастыря в очередной раз была отремонтирована, сохранив свой изначальный облик однонефного здания Рашской школы средневековой сербской архитектуры.
В 1906—1909 годах знаменитый сербский художник Стеван Алексич создал для монастыря новый, роскошный иконостас и тогда же заново, в третий уже раз расписал внутренние стены монастырской церкви. Сохранились написанные для Царских врат иконы Благовещения, Святого Стефана и Святого Архангела Михаила, а также Иисуса Христа, Вознесения Господня, Преображения Господня, Святой Троицы, Богородицы и Святого Иоанна Богослова. Помимо них уцелели находившиеся в часовне Святых Кирика и Иулитты иконы Алексича Архангел Михаил убивает сатану и Мученичество Святых Кирика и Иулитты. Сегодня все они находятся в Музее Срема в Сремской Митровице.
Для монастырской трапезной Стеван Алексич написал монументальную историческую композицию «Сожжение мощей Святого Савы» (масло на холсте, 1909 год). После второй мировой войны эта картина оказалась в Городском музее Вуковара в собрании Бауэра (Bauerova zbirka).
В 1941 году после того как Срем вошел в состав НДХ, монахи из фрушкогорских монастырей Врдник и Язак перенесли в Бешеново свои главные реликвии — мощи святых князя Лазаря, царя Уроша и Стефана Штиляновича, надеясь, что укрытое местоположение Бешеново поможет спасти их от усташей.
Однако надежда эта была напрасной. Очень скоро некому стало охранять святыни. Все фрушкогорские монахи, не успевшие бежать, были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. В 1942 году усташи добрались до Бешеново, ограбили монастырскую ризницу и все её драгоценности переправили в Загреб. Однако они решили, что мощи сербских святых ценности не представляют, а потому просто выбросили их из дорогих киотов и разбросали по монастырскому двору. Спас сербские святыни профессор Радослав Груич, который с помощью немцев, не одобрявших подобные действия усташей, сумел передать мощи в Соборную церковь в Белграде.
В 1944 году в опустевшем монастыре устроили свой штаб партизаны титовской Народно-освободительной армии, что окончательно предрешило его судьбу. 4 мая немецкая авиация разбомбила монастырь и практически сравняла его с землей. Уцелели только части двух иконостасов и несколько книг.
После окончания войны новая коммунистическая власть решила не восстанавливать монастырь. Ему не был оставлен даже положенный по закону минимум земельных владений в 10 га, а местные жители использовали кирпич и камень из разрушенного монастыря для строительства. Только в 1990-х годах на месте, где ранее находился монастырь, была поставлена скромная деревянная колокольня, ставшая напоминанием о его славной истории.
Жизнь стала возвращаться в Бешеново осенью 2012 года, когда начались археологические работы и был раскрыт фундамент разрушенного монастыря.
На следующий год после завершения раскопок по благословению епископа Сремского Василия и благодаря стараниям игумена Арсения Матича началось восстановление монастыря. Усилиями добровольцев был залит фундамент монастырской церкви и построена колокольня, на которую возвращен сохранившийся монастырский колокол. И с тех пор строительные работы, финансируемые за счет добровольных пожертвований, продолжаются непрерывно: 10 июля 2015 года был воздвигнут высокий позолоченный крест над монастырской церковью, известной в народе как Собор Святых Архангелов, построено здание монастырских келий, территория монастыря обнесена красивой кирпичной стеной. Можно без всякого преувеличения сказать, что монастырь Бешеново восстал из пепла и сегодня живет нормальной монастырской жизнью, может быть, немного более активной, чем обычно, так как строительство и благоустройство территории продолжаются.
С 2015 года монастырь Бешеново проводится поэтический конкурс «Бешеновска приношења» («Бешеновские пожертвования»). За пять лет в конкурсе приняли участие более 150 поэтов из 13 стран мира. Вручение наград проводится 28 июля в день святых Кирики и Иулитты, когда празднуется летняя слава монастыря. В 2020 году очередной шестой конкурс был отменен из-за пандемии COVID-19.
А главная слава монастыря празднуется 21 ноября — это Аранджеловдан, Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.
Монастырь Бешеново на картах Google: https://goo.gl/maps/YSjc1nDQE4fjjNeaA
Сайт монастыря: https://besenovo.org/
Монастырь на Facebook: https://www.facebook.com/manastirbesenovo/