Когда работать грех
Где-то неделю тому назад над Сербией пронеслась непогода. У нас дело ограничилось ливнями и грозами, а кое-где выпал сильный град, побило урожай, особенно пострадала малина, которая для многих является главным источником дохода. Стихийное бедствие, виноватых нет, и производителям остается только подсчитывать убытки.
Однако не всякий человек может смириться с мыслью, что бедствие может произойти само по себе, безо всякого злонамеренного вмешательства — хочется найти ответственных. А если такое желание присутствует, ответственные найдутся. Вот, например, председатель општины Байина Башта Радомир Филипович возложил всю полноту ответственности за случившееся на жителей Пепеля и еще нескольких сел, которые работали во время православных (верских) праздников (см. Kurir.rs).
Православные праздники и работа
Это заявление можно было бы причислить к разряду местных курьезов, если бы не общее серьезное отношение сельских жителей Сербии к запрету на работу во время православных праздников. Мы, например, узнали о нём уже в первые дни после приезда. Марко, наш любимый комшиа, сразу взявший шефство над русской семьей, плохо знакомой с местными обычаями и реалиями сельской жизни, однажды вечером специально пришел предупредить, что завтра — црвени дан, красный день, когда работать грех. Надо отдыхать, а если что и делать — то незаметно дома, где никто не видит. Главное — во дворе, на глазах у людей, ничего не затевать.
В том, что это не просто слова, убедиться пришлось скоро. На соседей, соблюдающих запрет на труд, жалко бывает смотреть (я об этом уже писал) — наденут нарядную одежду и целый день не знают, чем занять привыкшие к труду руки. И вот, в один из дней, один из таких наших соседей промаялся целый день, а к вечеру не выдержал — вышел во двор и покосил газон. Никто и слова ему не сказал, всё прошло тихо-мирно и, наверное, забылось бы — да только на следующий день выпал сильнейший дождь, речка Штира вышла из берегов в центре Лозницы (а старожилы говорили, что такого просто не может быть), и в некоторых местах размыло дорогу. Кто виноват? Сами понимаете… Человеку немало неприятных минут пришлось пережить, выслушивая, кто что о нём думает, да и сам он выглядел предельно несчастным и виноватым — вот тебе сразу и преступление, и наказание. Оказаться на его месте очень бы не хотелось.
Поэтому во избежание осложнений отношений с соседями — а это последнее, чего может желать человек, приехавший жить на селе из чужой страны — лучше обычаев не нарушать, в календарь заблаговременно заглядывать и в православные праздники не работать. К православным праздникам надо готовиться заранее — сельский труд он ведь, с одной стороны, от погоды зависит, а с другой — регулярности требует. Если какие-то дела в огороде надолго откладывать, то потом, по закону подлости, дожди пойдут и закончатся точно накануне праздника…
К помощи обычного, светского календаря прибегать бессмысленно — там красным цветом выделены без разбору все субботы и воскресенья да государственные праздники — тут нужен православный календарь. Ведь даже воскресенье воскресенью рознь — в обычное воскресенье в сербском селе все домашними делами заняты, их же у каждого столько, что не переделать, и только в црвени дан отдыхают по-настоящему, на полную катушку.
Црвени дан или красный день календаря
Вообще-то, в православном календаре каждый день поминают какого-нибудь святого, но красным цветом выделяются особенно важные праздники. Их достаточно много, но месяц на месяц не приходится: может и ни одного не быть, а в этом июне, например, красных дней целых шесть. День святых Константина и Елены — 3 июня, Вознесение Господне (Спасовдан) — 9-го, с 19-го по 21-е праздную Троицу (нельзя работать на протяжении всех трех дней) и, наконец, Видовдан — день святого мученика князя Лазара и святых сербских мучеников — 28 июня.
Людей сербской культуре и традициям чуждых традиция отдыхать в православные праздники часто раздражает. Российские граждане, приехавшие сюда с уверенностью в превосходстве своей культуры и традиций, любят пожаловаться на нежелание сербов работать в те дни, когда им бы этого хотелось, — всё это, мол, от лени.
Между тем традиция — традицией, но на государственную службу и крупный бизнес она никак не влияет. В православные праздники горожане работают, как обычно, жизнь и служба идут своим чередом, и запрет на работу распространяется только на домашние дела, да на те сторонние подработки, которые в советские времена называли шабашками. Все служебные обязанности будут выполнены, а вот перекладывать крышу к соседу человек не пойдет — не важно, платят ему за это или нет.
Дело, конечно же, не в лени. Многочисленные православные праздники в сельской стране издавна были спасением от чрезмерной работы, недаром они приходятся на начало лета. Не будь этих праздников, работали бы крестьяне и в субботы, и в воскресенья, и отдыха бы никакого не знали, потому что не на дядю они трудятся, а на самих себя. Церковь же православная в своё время не только сама приспосабливалась к календарю сельскохозяйственных работ, но и брала на себя задачу регулирования ритма жизни верующих, определяя, когда им работать, а когда отдыхать. Все перерывы в этом рабочем ритме были разумны и подсказаны долгим опытом; в конце концов сельский и церковный календарь слились, а подсказки со стороны священников стали восприниматься с благодарностью — не мешая получать хороший урожай, они в то же время помогали брать паузу, делать своевременные передышки и, тем самым, сохранять силы до конца долгой страды. В России традиция следовать этому старинному ритму была убита за время советской власти, в Сербии — а точнее, в сербском селе — сохранилась, и нарушение ее воспринимается как грех, за которым неизбежно следует наказание.
Фото: Novosti.rs / Foto D. Karadarević