Дегустация
Всем известно, что в наших лозницких краях народ больше потребляет ракию или пиво, чем вино. Несмотря на свое имя, напоминающее о виноградной лозе (само слово «лоза» в переводе с сербского означает виноград), Лозница виноградниками не богата. Во дворах виноград растет часто, но осенью, когда придёт время, хозяева угостят вас не вином, а лозовой, то есть виноградной ракией, полученной из того самого винограда, под сенью которого вы имели удовольствие отдыхать от палящего летнего солнца. Это тоже приятно, но не так романтично. Ракия — напиток крепкий и серьезный. Не знаю, какой именно напиток имел в виду князь Владимир, утверждая, что «Руси веселье питье, не можемъ безъ того быти», но если искать в питие веселья, то вино для этих целей точно подходит больше ракии.
Событие в Музее Ядра
Но Древняя Русь — это одно дело, а современная Лозница совсем другое. Здесь в обычных домах вино на столе появляется по торжественным дням — на славах, свадьбах, крестинах и т.п. Да и то, потому что так положено — пьют-то его всё равно мало. Мы уж удивляться этому отвыкли, списали такую любовь к ракии на непознаваемые свойства сербской души и воспринимаем как должное. И вдруг, неожиданно, читаем объявление: в лозницком Музее Ядра (Jadar или Ядар — это река, приток Дрины, по которой весь наш край иногда величают Ядром — ударение на первый слог) будет проходить мероприятие «Приче о вину» («Рассказы — притчи — о вине»), которое завершится дегустацией.
А чтобы представить свою продукцию, туда приедут не только производители вина с Фрушки горы (об их существовании мы и так хорошо знали), но и почти что местные, из Валево. До сей поры с гастрономической точки зрения Валево для нас было знаменито только Валевским пивом (знатоки называют его лучшим в Сербии) да одним рестораном неподалеку от этого славного города, где подают невиданный для Сербии деликатес — виноградных улиток, а вот теперь вдруг оказалось, что и вином валевский край тоже гордится. Нет, никаких сенсаций не случилось: лозницкие виноделы в программе не значились, и это подтверждало печальный факт — они не существуют в природе, на этом вопросе можно смело ставить точку. Но ведь и Валево от нас недалеко, при случае сел на машину — и через полтора часа уже на месте, меньше 100 км. Знать бы только, за чем ехать…
Лозницкая реклама культурных событий ненавязчива, это медицинский факт. Попалось нам на глаза только одно объявление в Facebook (в Сербии без Facebook никуда, важный источник информации), да маленькая афишка на самом музее висела. Вот и всё. Никакого желания собрать в оный день перед музейными дверями толпы народа. Тихо, спокойно, как будто для Лозницы это будни — подумаешь, мол, дегустация вина, да у нас такое каждый день бывает! Нет, не бывает. Это была первая винная дегустация в Лознице. Первая в обозримой истории, своего рода сенсация местного масштаба, и, думалось, разойдется весть путём сарафанного радио, не может быть в Лознице события, о котором не узнает каждый, если хотя бы один человек узнал, и народу будет не протолкнуться. Потому и пришли пораньше, минут за 15 до начала — грандиозный запас времени для нашего города, весь центр которого за этот срок обойти можно. Боялись, билетов не хватит: музей-то не резиновый, весь город не вместит.
Перед началом
Пришли — а двери уже гостеприимно распахнуты, но билетов никаких не продают. И внимания на вошедших никто не обращает, люди заняты своими делами, расставляют по столам красивые ряды бутылок. Зашли — потоптались у входа, вдруг продавцы билетов объявятся — не объявились. Вышли, снаружи постояли и снова зашли — спросить, как быть и что делать. А в ответ — гостеприимно — да заходите себе на здоровье, ходите, смотрите, никому не помешаете.
Так что зашли и смотреть стали. Одни столы еще пустые стоят, хозяева со своим товаром еще подъехать не успели — это про гостей из Валево, кстати сказать, не зря говорят, что самые ближние гости всегда самые поздние. Другие — в полном порядке, гордо держат на себе батареи бутылок, а хозяева за ними готовы на вопросы ранних посетителей отвечать. Так и успели мы до начала мероприятия прослушать бесплатную индивидуальную лекцию про достоинства вин из Мачкова подрума (так винодельня с Фрушки горы называется). Про международные медали их узнали, про молодое вино Portugizer, которое появляется на прилавках одновременно со знаменитым Божоле-нуво, а на вкус не хуже, а также про лучшее Шардоне Сербии. И рассказал нам симпатичный винодел из Мачкова подрума всё, что надо было, и сразу же налить предложил — что только пожелаем. Да только наливать не во что было. Пошли искать.
Ищите и обрящете — около входа, пока мы внимали импровизированной лекции, появился прилавок с бокалами по цене 150 динаров за штуку (1,2 евро по нынешнему курсу). Это и был искомый входной билет: хочешь вино попробовать — плати за бокал. Не хочешь — можешь свободно всё посмотреть, речи умных людей послушать и даже бутылку вина по льготной цене купить (не все производители бутылки продавали, но многие). А бокал хороший, стеклянный, на высокой ножке по окончании дегустации оставался посетителям на память в качестве сувенира (хорошо ещё все на машинах — а так было бы весело, гордо идти по городу с бокалом в руке). По большому счету, если стоимость посуды да испробованного вину учесть, дегустация вообще была бесплатной.
Часть торжественно-официальная
Итак, к официальному началу мероприятия мы были готовы, вооружены и даже успели кое-что попробовать, но об этом после.
Естественно, были и положенные по протоколу речи. Сказали свои слова заместитель и помощник лозницкого градоначальника Радован Дивнич и Любинко Джокич. Поприветствовала начинание музея Снежана Нешкович Симич, директор (а по-сербски, директорка) Центра культуры «Вук Караджич», а потом выступил и руководитель музея, историк и инициатор мероприятия Горан Вилич. Вот это и была обещанная прича о вине — неформальная, интересная и полезная. Я, во всяком случае, с интересом и пользой послушал.
Началом своим виноградарство в Сербии — которая тогда никакой Сербией не была, а была римской провинцией Иллирик, — обязано не кому-нибудь, а знаменитому своей мудростью римскому императору Марку Аврелию. Он в очередной раз явил миру свою прозорливость, когда давным-давно, а именно во II веке нашей эры, повелел выращивать виноград на склонах Фрушки горы. Место было выбрано со знанием дело, виноград там превосходно прижился, и сегодня обитатели Фрушки должны бы от души поминать Марка Аврелия добрым словом.
Сербы, явившиеся на просторы Восточной Римской империи непрошенными гостями, судя по всему, в прелестях и тонкостях виноделия разобрались далеко не сразу. Неизвестно, каким напиткам они отдавали предпочтение на заре своей истории, но новый толчок винному делу дал сам Святой Сава (около 1175 — 1236), каковой, как оказалось, не только подарил своему народу автокефальную Сербскую православную церковь, но и благословил виноградарство и виноделие. Что было дальше понятно: и виноградники стали расти по всей стране, и местное вино появилось качества превосходного, не хуже, чем в остальной Европе. Во времена Душана Сильного было в Сербии 81 000 гектаров виноградников, и вина, соответственно, производилось в достатке. А рядом с прославленным монастырем Высокие Дечаны (Високи Дечани) было замечательное место Велика Хоча, где проживали виноградари. Выращивают там виноград и делают из него вино и по сей день, по тем же, говорят, рецептам, что и во времена царя Душана. Представители Виници Петрович из Велики Хочи на презентации в Лознице присутствовали, так что вино Царско црвено (Царское красное) привелось попробовать. Нельзя сказать, чтобы оно было вкуснее всех других, но то, что оно было самым оригинальным, непохожим на другие, это точно.
Но недолго длилось в Сербии это виноградное счастье. Явились турки-османы, стали наводить свои порядки и вино в соответствии с заветами пророка Мухаммеда запрещать. И не просто запрещать, а ещё и отправлять специальные отряды, которые занимались вырубкой виноградников. Так что во время турецкого господства виноградарство в Сербии замерло. А это и есть долгожданный ответ на сакраментальный вопрос: почему ракия, почему не вино? Виноградник от чужих глаз не спрячешь, он должен на солнце стоять и солнцем пропитываться. Так что запретить виноделие нетрудно и проконтролировать исполнение запрета просто. А вот для производства ракии нужны только слива, которая никаким пророком никогда не запрещалась, да казан для ее печения. Так вот тот самый казан в сербских горах припрятать — не великое искусство. Вино запретили — ракия осталась. Счастливым исключением стали те северные районы современной Сербии, которые под власть Австрии попали. Там католические власти виноделию нисколько не препятствовали, а потому в Воеводине традиции виноделия и винопития сохранились вполне.
А ещё одно уточнение внес в этот исторический экскурс человек, чье выступление завершило официальную часть события: не теоретик, а истинный практик — Саво Йойич, владелец того самого Мачкова подрума, с продукцией которого мы уже успели познакомиться. Он напомнил, что истинное виноделие требует времени и требует мира. Того самого мира, которого Сербии так не хватало в XX веке, где за двумя мировыми войнами последовали бурные события 90-х годов. Страна наслаждается покоем только 17 лет, а значит — и виноделие сербское, несмотря на все свои медали и успехи, находится только в стадии становления и всё у него впереди.
Но самую примечательную сентенцию колоритный винодел приберег на конец своего выступления. Мы, виноделы, — заявил он, — не хотим, чтобы вы пили много. Мы хотим, чтобы вы пили постоянно — столько, сколько нужно вашему организму. И, вероятно, с его винодельческой точки зрения так оно и видится: потребность организма в вине необходимо регулярно удовлетворять. Не знаю, как там будет с регулярностью, но вчера в Музее Ядра все желающие получили прекрасную возможность на один раз свои потребности удовлетворить.
Дегустация
Лозницкая дегустация — не вполне стандартная дегустация. Все передвигались от стенда к стенду, руководствуясь исключительно своими желаниями, с бокалами в руках, а наливали в эти бокалы столько, сколько человеку хотелось. Присутствовали, конечно, специальные сосуды, куда остатки вина можно было сливать (про то, что на дегустациях вино принято выплевывать, мы уж не говорим — не было такого и в помине), но выливали туда, скорее, не вино, а воду после ополаскивания бокала перед следующей пробой. На улице стояло несколько столиков, чтобы избранное вино можно было распробовать по-настоящему и в хорошей компании. Никакой организации, никакого сверху навязанного порядка — только демократия, только стихия и импровизация.
Но пьяных не было, как не было и ожидаемой толпы. Буквально через час после начала дегустационной части народ стал рассасываться, так что когда появились официанты с подносами с канапе, а музыканты начали что-то народное исполнять, зал был уже полупуст, и остались там только истинные почитатели вина и виноведы, среди которых немалую часть составляла русская диаспора Лозницы. Нет, вино пока что — не сербский напиток. Мало желающих пробовать, мало ценителей и даже дегустаторов. Глядишь, организовали бы дегустацию ракии — от желающих и отбою бы не было. Если бы, конечно, про это мероприятие кто-то узнал усилиями лозницких рекламщиков.
А что касается вина, то оно было очень достойным. И фрушкогорское, и косовское, и валевское. Действительно, не хуже французских, испанских и итальянских вин. Жаль только в Лознице его не купишь. Надо будет в Валево отправляться.
Насчёт экскурса есть другая версия. В Османской империи везде делали ракию — дистилляты с анисом или без. Под сырье чаще всего шел виноград. Просто по мусульманским канонам был жёсткий запрет употребления вина, а дистилляты в Коране не упомянуты — отношение к ним было не таким суровым. Те же самые греки не стали же гнать сливовицу, а гнали виноградные узо или цикудью.