Местная теория отсутствия денег
Не секрет, что у нас в Лознице низкие цены — низкие даже по сербским меркам, гости из Белграда радуются — компенсируются низкими же зарплатами и доходами. Официальных причин тому масса, от закрытия из-за санкций крупнейшего комбината «Вискоза», оставившего без работы порядка 10 000 человек, до текущего экономического кризиса. Однако есть и причина неофициальная, и один знакомый открыл мне эту страшную тайну.
— Вот посмотри, — говорил он, — Мы все здесь хорошие работники, много чего умеем и зарабатываем своим трудом. Но Лозница даже с округой — город маленький, а потому едва ли не все друг друга знают. У каждого масса друзей, комшиа и родственников. И если им нужно помощь, то ее не будешь оказывать за деньги. Поэтому если моему комшиа надо что-то перевезти, он обращается ко мне, так как у меня есть микроавтобус, и не платит ничего или только за бензин. А я, соответственно, когда мне будет нужно, обращусь к нему и он бесплатно положит мне плитку. Поэтому мы все что-то делаем, работаем, а денег за это никаких не получаем, и когда надо что-то купить, то не на что.
И в самом деле, за помощью здесь привыкаешь обращаться к комшиа: они либо сами сделают, либо человека надежного найдут. Это, конечно, не значит, что всё обходится бесплатно, но уж точно дешевле, чем через фирму, найденную в городе. И надёжнее. У меня даже подозрение возникает, что человека, пришедшего с улицы, без знакомых, в местных фирмах воспринимают едва ли не с удивлением и относятся к нему соответственно: не то чтобы, как к убогому, но как к чужаку, с которого можно получить все деньги, недополученные с местных, точно. Чтобы ощутить всю прелесть сербской жизни, в нее надо вживаться, входить потихоньку, через комшиа и знакомых, избегая московской нахрапистости.
Непонятно, правда, откуда в этой системе возьмутся деньги. Разве что со стороны, от приезжих и понаехавших, к числу которых принадлежать очень не хочется.
Да, комшие здесь чаще всего хорошие. Помню, мы молодые, денег ноль, дом — кирпичная коробушка. Так комшие помогали в больших строительствах — «радна акция», толпой и выкопают, и забетонируют… Даже еду приносили! Теперь уже и мы возвращаем услуги, добро надо помнить.