Джюрджевдан (Ђурђевдан)
Говорят, если на Джюрджевдан стоит ясная погода, то год будет плодородным, а если прольется дождь — впереди ждет сухое лето. Сегодня 6 мая (23 апреля по старому стилю) — Джюрджевдан или, по-русски, День Святого Георгия Победоносца. Солнечное утреннее небо, обещавшее изобилие фруктов, овощей, грибов и прочих даров природы, постепенно затягивается облаками, а к вечеру метеорологи и вовсе пророчат дождь. Так что с долгосрочным прогнозом от Святого Георгия далеко не всё понятно: то ли к сбору богатого урожая надо готовиться, то ли к жаре, а может, к тому и другому вместе…
Но в одном отношении Джюрджевдан уже не подвел — период похолодания и заунывных дождей закончился, и впереди Сербию ждёт теплая погода. Весна и жизнь, как и полагается, одержали полную победу над зимним холодом и мертвой спячкой природы. День Святого Георгия Победоносца, хотя и носит имя христианского святого, на самом деле гораздо более древний праздник — праздник пробуждения весны, уходящий своими корнями в незапамятные языческие времена, когда славяне — не только на Балканах, но и в Древней Руси — отдавали почести богу плодородия по имени Ярило.
Увидеть связь Джюрджевдана с весенним плодородием нетрудно — для этого достаточно просто посмотреть на те обычаи, которые у сербов связаны (или были связаны) с этим праздником.
В соответствии с народными традициями, которые и по сей день живы в иных сербских селах, вечером накануне праздника (или перед рассветом в сам Джюрджевдан), люди шли в ближайший лес, чтобы нарвать там зеленых веточек и украсить ими ворота, двери и окна. «Да буде здравља, плода и рода у дому, пољу, тору и обору», — говорили они, — «Да будет здоровье, плоды и урожай в доме, в поле, на скотном дворе и в огороде». Все, кому довелось побывать в сербской деревне, видели небольшие веночки, которые обычно висят рядом с входными дверями, как будто охраняя их и оберегая дом от беды. Эти венки плетутся как раз накануне праздника из «джюрджевских цветов» — ландыша (который по-сербски так и зовется — ђурђевак), молочая и других. Им предстоит украшать двери и ворота целый год до следующего Джюрджевдана. Кроме того раньше было принято делать кресты из прутьев лещины и расставлять их по полям и садам, чтобы сберечь урожай от града — по этому обычаю хорошо заметно, как первобытная магия плетения оберегов из зеленых ветвей переплелась с христианством, придавшим этим оберегам священную форму креста.
Только что собранные разнообразные весенние растения — кизил, герань, плющ, чуваркучу, грабеж-траву — накануне праздника опускали в посуду, наполненную водой, туда же клали крашеное яйцо, оставшееся от Пасхи, и оставляли на ночь под розой во дворе, а рано утром вся семья по очереди этой водой умывалась, что сулило здоровье и счастье.
Вообще, празднование Джюрджевдана должно начинаться ранним утром: рассвет, первые лучи весеннего солнца надо встречать за порогом дома. Для этого в прежние времена заранее выбирали хорошее место на природе, желательно вблизи реки, и отправлялись туда на джюрджевдански уранак («уранак» — замечательное сербское слово, обозначающее раннюю утреннюю встречу или просто раннее вставание с постели). Не дожидаясь рассвета, купались в реке, иногда бросая в воду цветочные венки или выливая в неё молоко, а потом приступали к трапезе. Джюрджевданское меню обязательно включало в себя барашка на вертеле — естественно, только что, на месте, запеченного, а потому люди, ответственные за подготовку еды, заранее отправлялись разводить огонь и устанавливать вертел, чтобы к приходу основной части семьи мясо было уже почти готово. А дальше следовали песни, танцы, веселье, длившиеся до полудня, а то и дольше. Единственное, чего нельзя было делать в Джюрджевдан — это спать днем, нарушение этого запрета сулило головную боль. Весна и сон — понятия несовместимые.
Так в Сербию официально — то есть по народному календарю — приходила весна. С этого дня скот начинали выгонять на летние пастбища, а гайдуки во времена османского ига отправлялись в зеленый лес, который теперь снова был способен и скрыть их от погони, и прокормить. Джюрджевдан в народной памяти остался как «хајдучки састанак», день встречи гайдуков после зимнего расставания, приходившегося на Митровдан.
Стоит ли удивляться тому, что гайдуки с особым почтением относились к Святому Георгию Победоносцу, который благословлял их встречу и вдохновлял своим иконописным обликом. Он представал перед ними на коне в блистающих воинских доспехах в момент великой своей победы над змеем, в котором воплощалось всё то зло, которое обрушивалось на головы невинных христиан. В победе Святого Георгия виделся им прообраз грядущего освобождения от турецкого ига.
По числу семей, отмечающих сегодня крёстную славу, Джюрджевдан уступает только Никольдану, но тишина и пустые городские улицы наводят на мысль, что славит сегодня едва ли не вся Сербия. Славят сотрудники разных учреждений, получившие официальный выходной день, славят школьники, и классы полупусты. Сербия прощается с зимой и приветствует весну. Возможно, и не соблюдая все классические обряды, но зато с радостью, с чувством, с толком, с расстановкой, тем более что впереди суббота и воскресенья, так что от праздника можно будет и отдохнуть.